В условиях экономического кризиса, когда многие предприятия сокращают производство, инициативные и прогрессивно мыслящие руководители находят способы использовать преимущество дешевого рубля. Например, старейшее рыбинское предприятие ОАО «Техническая бумага» запускает в производство новые виды продукции, востребованные на мировом рынке, и начинает их поставки в Европу.
Бумажная фабрика в поселке Искра Октября не просто является одним из старейших предприятий города, она, если можно так сказать, исконно рыбинская. В отличие от других заводов, большинство из которых в начале Первой мировой войны эвакуировались в наш город из Прибалтики, «бумажку» в 1911 году построило местное купечество.
До революции фабрика производила бумагу из вторсырья и снабжала ею всю Ярославскую губернию. В советское время на ней провели ряд преобразований, расширили производство, и предприятие стало ведущим в России по выпуску технических видов бумаг. В течение многих лет фабрика сотрудничала с главными заводами автопрома, поставляя упаковку для комплектующих автомобильной промышленности.
— Мы сотрудничали с такими гигантами автомобилестроения, как КамАЗ, Автоваз, Ижевский автомобильный завод, АЗЛК, ГАЗ. В советские времена поставляли продукцию вплоть до Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, — рассказывает генеральный директор ОАО «Техническая бумага» Дмитрий Романов.
Но наступила перестройка, автопроизводители начали переходить на евростандарты, и продукция «Технической бумаги» перестала отвечать их требованиям. Вопросы качества можно было бы решить, но под натиском иномарок российская автомобильная промышленность начала сворачивать производство. Руководству пришлось искать новую нишу.
— В 90-е годы мы пошли на значительные затраты, закупили оборудование и освоили выпуск новых видов технической бумаги, — вспоминает Дмитрий Анастасович.
Имеется в виду бумага для кабельной промышленности, производители которой вдруг оказались за рубежом, и влагостойкий гофрокартон для изготовления тары. Несмотря на то, что российский рынок в то время активно осваивали европейские производители, а гофротару делали еще и несколько отечественных заводов, рыбинской бумажной фабрике удалось выиграть тендер на поставку влагостойкого гофрокартона одному из СП.
Но ситуация все время меняется, за прошедшие 15 лет на рынке появились более крупные игроки. Кроме того из-за кризиса покупательская способность населения снизилась, объемы поставляемых товаров, следовательно и тары, сократились, поэтому предприятию пришлось опять искать новую нишу.
Идем на Запад
Чтобы быть в курсе современных технологий и материалов, предприятие участвует в российских и международных выставках, Дмитрий Романов посещает ведущие европейские площадки, где демонстрируются самые последние достижения полиграфической и бумажной промышленности. Среди них – выставка Drupa, которая раз в четыре года проходит в Дюссельдорфе. После таких поездок, экскурсий на предприятия, знакомств и переговоров руководство ОАО «Техническая бумага» четко уловило тенденцию: мир делает ставку на возобновляемые природные ресурсы и предпочитает использовать натуральные экологически чистые материалы. И это касается всего: еды, одежды, строительных материалов…
Например, в каркасном домостроении, которое очень популярно в Европе, для защиты зданий от ветра и влаги используют пропитанную битумом бумагу. Причем для разных частей дома, для стран с разными климатическими условиями требуется материал определенной плотности, толщины, пропитанный своим составом битума.
Предприятие на тот момент производило пергамин (один из видов битумных бумаг) для российского рынка. На его основе решили подготовить образцы и предложить их на европейском рынке. Но потенциальных потребителей они не устроили, и переговоры года на полтора прервались.
Но, как говорится, не было бы счастья… После того как в условиях экономического кризиса рубль упал, российские товары подешевели, а значит, стали более конкурентоспособны, сотрудничество с европейскими строителями возобновили.
После многочисленных экспериментов и лабораторных изысканий, потратив практически год, удалось получить нужного состава битум и заключить договоры со строительными компаниями Скандинавии.
В настоящее время ОАО «Техническая бумага» уже поставляет в северную часть Европы один вид самой плотной бумаги. Второй вид продукции проходит испытания на соответствие европейским стандартам, по третьему утвердили экспериментальный образец и осуществляют подготовку к промышленному производству.
Дорожное строительство
Еще одно направление на предприятии начали осваивать по воле случая: ехали по Искре Октября люди, увидели высокую трубу, въезжающий в ворота битумовоз. Подумали, что здесь находится асфальтовый завод, а поскольку сами они занимались торговлей целлюлозными гранулами для производства особо прочного верхнего слоя асфальта, решили заехать на предприятие.
Заехали. Познакомились. Поговорили. А уезжая, оставили рекламный проспект с образцами своей продукции.
Было это шесть лет назад, и тогда на Дмитрия Романова нежданные гости особого впечатления не произвели. Лишь спустя несколько лет, когда в стране возобновили деятельность дорожных фондов, в бюджеты стали поступать акцизы на бензин, а нелюбимый дальнобойщиками «Платон» начал собирать плату с большегрузов, появилась уверенность: раз деньги на дороги есть, значит, их будут тратить.
— Мы сразу ухватились за идею, потому что такого рода продукцию в России практически не производят, более того – о ней почти не знают. Освоив ее, мы смогли бы загрузить производство полуфабрикатов, а потом из них изготавливать целлюлозные гранулы, — говорит Дмитрий Романов.
Производством целлюлозных гранул в Европе занимаются две немецкие компании, одна из которых открыла свой завод в Нижегородской области. Плюс еще две российские фирмы пытаются соответствовать требованиям дорожников, но пока без особого успеха. Естественно, никто из них своими технологиями не делится. В условиях Совет-ского Союза руководство фабрики обратилось бы в один из НИИ (в Советском Союзе на бумажную промышленность работали несколько десятков институтов). Но к настоящему времени все они прекратили существование.
На предприятии самостоятельно разработали полуфабрикат – распущенную целлюлозу очень хорошего качества. Но получить из нее гранулы с заданными характеристиками плотности и пористости на российском оборудовании не смогли. Поэтому с просьбой подобрать оснастку и технологический режим обратились на небольшое предприятие в Германии.
— Сейчас мы близки к результату, к получению продукции того качества, которое могло бы конкурировать с импортными аналогами, — уверен директор.
Строительный рынок Италии
Продолжая искать варианты сотрудничества с европейскими строителями, руководство фабрики вышло на итальянских производителей строительных панелей, ламинированных битумной бумагой. Предприятие участвует в государственной программе по ремонту старинных домов с использованием современных материалов и год от года увеличивает объемы выпускаемой продукции. Именно ему рыбинское предприятие «Техбум» и хочет поставлять битумную бумагу.
При подготовке к новому контракту была выпущена и доведена до нужного качества опытная партия этого вида продукции. Во второй половине года руководство бумажной фабрики намерено закрепиться на строительном рынке Италии, чтобы впоследствии расширять ассортимент и объемы поставок.
Чтобы поднять качество своей продукции, на ОАО «Техническая бумага» собираются закупить новое оборудование. В планах также открытие небольшого торгового центра в Рыбинске, где будут продавать экологически чистые строительные материалы и бумагу для мульчирования. Последний вид изделия еще во времена Советского Союза бумажная фабрика поставляла виноградарям Молдавии. Будет он востребован и сейчас, когда все больше садоводов и дачников начинают на своих участках использовать технологии «для ленивых».
Бедная система Платон… Кто только на ней не пиарился уже…