«Учитель — значит, женщина». Сегодня мы разрушаем этот миф и доказываем — в школу все чаще приходят мужчины-педагоги.
В Рыбинске учителями работают более сотни мужчин. Отличается ли женский стиль преподавания от мужского? В чем мужчины видят радость учительства? Каково это — когда в учительской не с кем обсудить вчерашний гол Аршавина?
Об этом мы поговорили с тремя рыбинскими педагогами.
Мужчины и женщины психологически разные, мы дополняем друг друга. Мужское воспитание крайне важно — особенно для подростков. Сложно воспитывать детей исключительно женским коллективом. Сегодня в школе работает немного мужчин. Ощущаю серьезную нехватку нашего брата, даже футбол обсудить не с кем.
Хотя на работу преподавателем меня вдохновила как раз женщина – Зоя Феофановна Мартынова, учительница математики в школе № 19. Я работаю с детьми уже два десятка лет и считаю, что это судьба. Меня очень радует моя работа. Нравится, когда удается заинтересовать ребят идеей программирования, когда у них получается, когда появляются результаты.
Нужно очень много вложить в школьников, чтоб достичь высоких результатов. В последнее время у них резко снизилась мотивация. Кроме игр им практически ничего не интересно. Это самая большая трудность сегодня.
В то же время информационные технологии облегчают образовательный процесс: используя проектор я продемонстрирую то, что невозможно показать при помощи мела и тряпки.
Возникают ли мысли все бросить и уйти в бизнес? Иногда. Но вспоминаю мысль из книги «Ночной дозор» Сергея Лукьяненко: «Гораздо проще погасить свет в своей душе, чем рассеять тьму вокруг».
Человек не электрический ток — не обязан идти по пути наименьшего сопротивления.
Если честно, то я никогда не задумывался, что у профессии «учитель» есть пол. Когда я учился в школе, нормальным явлением был педагог-мужчина. А уж преподаватели труда, физкультуры и ОБЖ – это «классика жанра», чисто мужская прерогатива.
Решение стать учителем я принял давно. В институт пошел осознанно, смущала лишь небольшая заработная плата педагога, но оказалось, что наше государство сегодня успешно решает эту проблему.
Сегодня я всем доволен, даже мысли нет уходить из школы: прекрасный коллектив, хорошая материально-техническая база, которая дает безграничные возможности каждому учителю.
Что касается разницы между учителями, то, на мой взгляд, она существует.
Женское преподавание более эмоционально окрашено, мужское, наоборот, скупое на эмоции. И это не всегда работает на нас, мужчин, ведь заинтересовать детей — одна из главных задач учителя.
Нам есть чему поучиться у женщин, ведь искренность и внимание к ученикам – основа основ. Ты как педагог получаешь ровно столько, сколько отдаешь. Например, у меня есть ключик к сердцам ребят, ведь конструировать интересную технику, игрушки — мечта каждого мальчишки.
О том, доволен ли я профессией, могу сказать: если идешь на работу с легким сердцем и улыбкой – значит, ты нашел работу мечты.
Главное в учителе не пол, а стиль преподавания – авторитарный или демократичный. По моему мнению, мужчине легче дать ученикам свободу действий. Женщины чаще склонны опекать и заботиться, укрывать от тягот реального мира.
В Америке, где я был на стажировке, гендерный состав преподавателей – 50 на 50, и это разумно, я считаю. Ведь школа, по сути, есть модель семьи, где гармонично сочетаются и мужское, и женское начало.
Моя судьба как педагога была предопределена – я вырос в семье учителей. Преподаю уже два десятка лет и не вижу себя в другой профессии, хотя порой и приходится подрабатывать, чтобы содержать семью.
Самое прекрасное в профессии педагога – она не дает тебе застаиваться на месте. Ты все время в поиске, все время совершаешь открытия. Ищешь подходы к трудным темам, к ученикам, у каждого из которых свой сложный внутренний мир, и так развиваешься. Это здорово!
Признаться честно, сегодня в школьном коллективе мужчин не хватает. На 80 педагогов в первой школе нас, мужчин, всего шесть. Помню, в начале карьеры работал в поселке Октябрьский. Больше половины педагогов были мужчины – настоящее мужское братство! Вспоминаю те дни с ностальгией.
И сегодня в первой школе мы поддерживаем многолетнюю традицию собираться в мужском коллективе и говорить о школьных делах. Несмотря на то, что большинство из нас уже на пенсии, объединяет нас призвание и гордость за достигнутые результаты.