Просматривая выпуск новостей рыбинской телекомпании, я обратил внимание на краткий сюжет об истории всем знакомой самой высокой в стране рыбинской пожарной каланчи, отмечающей в этом году 104 года. Она давно уже стала одной из узнаваемых достопримечательностей, образ которой несет позитивный заряд и мгновенно возникает в памяти любого человека, хоть раз посетившего наш город. В сюжете мельком упоминается имя автора проекта нынешнего здания каланчи — местного архитектора Котина, «нигде больше себя не проявившего».
Возможно, других громких творений он и не создал. Но разве он не заслужил постройкой нашей «пожарки» того, чтобы его имя более достойно увековечить в анналах городской летописи?
Полагаю, что было бы исторически справедливым и полезным как для просвещения земляков, так и иных граждан, включая все чаще посещающих наш город туристов, глубже исследовать и изложить для широкой публики интересную историю рыбинской пожарной каланчи, начиная с первой, анекдотично сгоревшей. И, разумеется, имя архитектора Котина, создателя сегодняшнего пожарного шедевра, ставшего одним из архитектурных символов нашего города, столь привлекательного для отечественных кинематографистов, в этом изложении должно занять свое почетное место. Ибо он относится не к категории архитекторов, «нигде больше себя не проявивших», а скорее к тем, кто заслуживает быть причисленным к почетной группе творцов, создателей единственных уникальных в своем роде произведений, в данном случае – архитектурных.
В телесюжете мелькнул во всей кинематографической красе и другой знаменитый и почтенный по возрасту объект нашего города – так называемый «дом мадам Грицацуевой». Для него в отличие от каланчи своевременно не нашелся и не находится до сих пор спасатель, который смог бы возродить к жизни эту архитектурную достопримечательность, приходящую в упадок на глазах у всех уже много лет, стоящую огороженной подпорками и неприглядным забором на одном из самых узнаваемых и людных перекрестков.
Так не должно быть в старой части города, мечтающего вернуть себе статус «исторического» и развивать въездной туризм, опираясь на славное прошлое, включая архитектуру.
А ведь в нашей области есть примеры бережного отношения, сохранения и творческого развития наследия предков, благодаря чему их сегодняшние потомки сумели не просто прославить свой малюсенький городок, но и принимать массу туристов, привлечь инвестиции для развития, создать дополнительные рабочие места для коренных жителей. Я имею в виду в первую очередь несравнимый с Рыбинском по масштабу симпатичный городок Мышкин, где есть чему поучиться в части внимательного, рачительного и нестандартного подхода к управлению историческим наследием. Тут рядом с каждым чем-либо известным зданием, пусть это даже деревянный домик, в котором когда-то дореволюционные фальшивомонетчики вдали от имперского Питера пытались «ковать» свое преступное счастье, имеется информационный стенд (табличка), на котором кратко изложена история этого объекта или события.
Совершая по Мышкину неспешную пешеходную экскурсию, легко представить себе, какую жемчужину сделали бы предприимчивые мышкинцы, окажись на территории их городка руинированный рыбинский «дом мадам Грицацуевой», и как умело вплели бы ее в инфраструктурную гирлянду своей бережно развиваемой туристской отрасли.
Анатолий Лебедев, советник МИД России