За десять лет школа выросла из штанишек обучающего курса. Для рыбинских фотографов это и выставочное пространство, и место встречи единомышленников. Ее создатель Андрей Краснов рассказывает, как снимать шедевры в режиме «авто», как примирить техничность и индивидуальность, и советует в поисках вдохновения… просто остаться дома.
Сегодня фотографируют все: и вихрастый мальчишка, и его бабушка. Уже странно представить, что изначально фотоискусство считалось уделом избранных. Трудоемкий процесс за два века сильно упростился и превратил фотографию в популярное хобби.
В эпоху цифровых технологий верный «Никон» все делает за тебя в режиме «авто», и кажется, больше нечему учиться. С этим не согласен фотограф Андрей Краснов. Под его руководством игру света и тени, гармонию цвета и объема уже постигли десятки рыбинцев.
Одни после выпуска стали профессионалами, например Павел Богданов, ныне член Союза фотохудожников России, другие остались любителями. Главное — каждый из них понял, что фотография – это замечательное средство в поиске и выражении себя.
Получить классные фото поможет отсутствие страха и напряжения при съемке, считает Краснов.
— Знакомый педагог тщательно подбирает учеников, натаскивает их на определенный стиль, в результате выпускает подобных себе клонов. У меня задача другая — раскрыть спящее в каждом из нас дарование, не забить индивидуальность. Не устаю повторять ученикам: в вас уже сидит правильное видение. Главное в фотографировании — действовать по наитию, — уверен Андрей.
Значительная часть учебы в фотошколе посвящена теории. «Ага, наконец-то нам покажут волшебную кнопку для красивых снимков», — размечтается кто-то. Но наставник спешит разочаровать:
— Первое время мы не берем в руки фотоаппарат. Мы тренируем насмотренность: изучаем шедевры мировой и российской фотографии и стараемся понять, как великие мастера решали задачи композиции, света, цвета. А с пугающими настройками фотоаппарата на самом деле разобраться легко. Многие отличные работы сняты в режиме «авто».
После курса теории начинающие фотографы выходят в мир — снимают репортаж в людном, насыщенном эмоциями месте, к примеру на соревнованиях. Входят в программу также натюрморт, студийный портрет, пейзаж.
— Фотошкола — отличный способ попробовать себя в тех жанрах, которые раньше не давались или не были близки, — рассказывает Павел Богданов, рыбинский фотограф. – Под руководством Андрея я снял первый студийный портрет и потом увлеченно снимал в студии.
А что насчет семейных снимков, которыми фотографы часто пренебрегают, гоняясь за гламурной картинкой? Андрей считает: семья – лучшее место, где человек может научиться снимать. В знакомой обстановке ничто не смущает, а фотографировать любимые лица – одно удовольствие.
Единственное условие – не лакировать действительность. Не нужно наряжать и причесывать домашних или просить их улыбаться и смотреть в камеру.
— Фотограф цепляется за жизнь при помощи фотографии, — размышляет Андрей. — Он останавливает момент, который без него прошел бы незамеченным. Тут важно уметь выйти из потока жизни и взглянуть на действительность со стороны, увидеть красоту момента: дочь ест хлеб, она задумалась, крошки на столе, солнце бьет в окно… Все фотографы — немного поэты.
Уникальным, тонким видением часто обладают дети и женщины. Фотошкола сегодня на 80% состоит из девушек.
— Возможно, раньше их отпугивала сложность технической стороны фотографии, — предполагает Андрей. – Часто женщины лучше чувствуют цвет и форму. Мужчинам сложно выбраться из тесных рамок логичности и установки «скажите, как надо, и я сделаю». А детям, к примеру, вообще ничего не стоит пустить фантазию в полет. У них незамыленный взгляд на реальность, привычные объекты они снимают парадоксальным образом.
Но зачастую с детьми сложнее работать в силу их малой мотивированности. Легко ли быть учителем тому, кто не заканчивал педагогический вуз? Краснов признался: однажды он распустил набор фотошколы.
— Занятия шли второй месяц, а я все не видел в подростках мотивации к учебе, — рассказывает Андрей. — Было впечатление, что они пришли от нечего делать.
Этот случай не отвернул руководителя от включения в группу людей разных поколений. Самому возрастному ученику Краснова перевалило за семьдесят.
— Было видно, как ему приятно общаться с молодежью, обсуждать фотографии, улучшать результат. Однажды весной мы пошли на пленэр, и он, вдохновившись, снял потрясающие пейзажи, — вспоминает фотограф.
За десять лет жизни школы изменилось многое. Недавно выпускники фотошколы отметили юбилей выставкой своих работ. Они признаются: часто приходят к Андрею, здесь они среди единомышленников. А Краснов вновь набирает курс. Не опоздайте, любители ловить мгновение!