30 сентября-3 октября в Сочи прошел Международный туристический инвестиционный форум, на котором Ярославская область была представлена брендом «Рыбинские рыбы». Коллекцию ярких и уникальных сувениров (один из которых достигал метровой величины) презентовал руководитель проекта Алексей Алексашин.
Он рассказал «РИ» о том, какое впечатление наши рыбки произвели на гостей форума, и поделился идеями относительно дальнейшего развития туризма не только в нашем городе, но и в области в целом.
— Алексей, «Рыбинские рыбы» — проект достаточно молодой, но вас уже приглашают на мероприятия международного уровня. Можно сделать вывод, что о вас знают далеко за пределами Ярославского региона.
— Да, год назад мы участвовали в форуме «Дни Арктики в Москве», где ключевой темой было богатство природных ресурсов. Мы подготовили коллекцию сувениров, изображающих подводных обитателей арктических морей и океанов.
Организаторы из столицы нас запомнили и пригласили «Рыбинские рыбы» на мероприятие более высокого уровня. На Международном туристическом форуме в Сочи собрались люди, напрямую связанные с туризмом, — профильные специалисты, туроператоры, госслужащие. На протяжении нескольких дней мы обсуждали проблемы отрасли, демонстрировали свои идеи и наработки.
У каждого региона был свой стенд. Мы, на мой взгляд, расположились стратегически правильно — рядом с прикладниками из Владимирской области, представляющими проект «Золотое кольцо. Версия 2.0» (они приехали на форум с огромным ассортиментом гастрономических специалитетов — варенья из огурца, суздальская медовуха).
Наши выставки вкупе смотрелись очень органично, а рыбинские лещи, щуки, судаки стали настоящим украшением форума — люди подходили, рассматривали, фотографировались. Мы, как и владимирцы, тоже продемонстрировали гастрономический деликатес — вяленую плотву в фирменной упаковке. Хороший сувенир, который можно взять с собой, а потом съесть!
— Что люди, с которыми вы общались, знают о Рыбинске?
— Очень немногое, вероятно, здесь сказывается наше «закрытое» прошлое. Мы старались рассказывать как можно интереснее о нашем городе всем, кто подходил к стенду. Кстати, сейчас мы участвуем в федеральном конкурсе «Туристический сувенир», и это также может сыграть роль в формировании позитивного имиджа города — «Рыбинские рыбы» вошли в его финал по четырем номинациям. Я считаю, что это уже успех.
— Какими экспонатами был представлен рыбинский бренд на выставке?
— Мы взяли с собой порядка 15 различных волжских рыб. Выбрали только самое лучшее, потому что в Сочи летели самолетом. Как известно, там действуют некоторые ограничения по весу перевозимого багажа. Для некоторых экспонатов даже пришлось изобретать особую жесткую упаковку. Это был полезный для дальнейшего развития бренда опыт, теперь мы точно знаем, как правильно упаковывать сувениры, чтобы турист не повредил их в дороге.
— Вы много общались с коллегами. Какие идеи почерпнули?
— На этом форуме я окончательно утвердился в мысли, что туриста нужно… кормить. Гастрономический туризм как направление существует достаточно давно. Те же владимирцы, например, привезли с собой гастрономическую карту своего региона, и эта идея мне очень понравилась.
Рыбинску, да и другим городам Ярославии есть чем гордиться. Как известно, любую еду интереснее и правильнее пробовать там, где она приготовлена, ведь во всех регионах есть свои самобытные кулинарные традиции. Хорошо было бы сделать такую карту и по нашей области.
— Что мы можем предложить туристу?
— Рыбинск — это рыба во всевозможных вариантах приготовления. Мы ввели в дополнение к нашим моделям из дерева еще и гастрономический сувенир — вяленую рыбу. Я знаю людей, профессионально занимающихся вялением и копчением, которые ящиками отправляют свой прекрасный продукт прямиком в столицу, к сожалению, никак не брендируя место происхождения.
Так почему бы не написать о них в гастрономической карте? Пусть туристы знают, где можно купить речной деликатес без посредников. Также можно рассказать и о нашей самобытной кухне. Полистав каталог, гости города узнают, в каком рыбинском ресторане наивкуснейшая уха, лучший запеченный судак или котлеты из щуки. «Рыбинский пряник» — новое интересное направление, тоже заслуживающее внимания туриста.
Отдельная тема — продукция рыбинского пивоваренного завода. Бренды «Иван Дурдинъ» и его «Богемия» почему-то активно раскручиваются в столице (там даже есть ресторан «Дурдинъ»), а в Рыбинске, на родной земле купца, — нет.
Или взять, к примеру, Пошехонье, где сейчас сыроделы возрождают местные традиции. То же самое происходит в других городах — Угличе, Данилове. О многих предпринимателях мы не знаем, и было бы правильно эти «белые пятна» в дальнейшем с гастрономической карты убрать.
— Вы считаете, что гастрономический туризм по Ярославии будет пользоваться спросом?
— Конечно! Сейчас активно развивается так называемый «туризм выходного дня» — это когда люди совершают путешествия на относительно близкие расстояния, на пару-тройку дней. В этот период им нужно не только культурно просвещаться, но и что-то есть, где-то жить. Вот как раз в этом направлении и должен развиваться Рыбинск.
Если приложить некоторые усилия, турист к нам будет ездить круглогодично, а не только в сезон. Я думаю, что в историческом центре города должно быть больше музеев, посвященных нашим выдающимся землякам, — например, основоположнику японской этнографии Николаю Невскому или легендарному фотографу Андрею Сигсону, который фотографировал снежинки, заложив тем самым основы отечественной макросъемки. Мы, рыбинцы, напрасно скромничаем, не рассказывая о них нашим гостям.
— Что нужно сделать для того, чтобы проект «гастрономическая карта» заработал?
— Опыт создания подобных путеводителей у издательства «Оффицина», которое я представляю, имеется, и он довольно серьезный. Мы делали карты туристических достопримечательностей Угличского, Борисоглебского и Даниловского районов, был в нашем портфолио даже путеводитель по Заполярному кругу.
Я уверен, что аналогичное издание Рыбинску и Ярославской области просто необходимо. Я готов его курировать, но в этом начинании мне потребуется серьезная поддержка со стороны властей, общественности и предпринимателей. Нужно, чтобы наш проект вышел на региональный уровень, ведь за узнаванием и известностью обязательно пойдут инвестиции.