Темы 14 октября 2016 17:54

Учить или не учить?

Домашние задания: помогать ребенку с ними или нет? Это самая горячая тема у родителей начинающих школьников. Учителя тоже расходятся во мнении: одни уверяют – программа сложная, помогите ребенку. Другие предостерегают – будете работать за него, отобьете охоту к учебе начисто. Золотую середину ищем вместе с учителем начальных классов школы №10 Светланой Каретниковой.

Все мы, родители, разные – одни вручают ключ от квартиры в семь лет, другие до армии не доверяют «малышу» разогреть суп в микроволновке. Что уж говорить, когда дело доходит до такого серьезного для ребенка дела, как школа. Тут копья в родительских битвах ломаются не на шутку.

Помогаем всегда

«Как же можно не помогать? – негодуют одни. – Зададут второклашке три упражнения по русскому, семь листов окружающего мира прочитать, да еще и аппликацию из ракушек. Сидишь и ляпаешь на красный картон то, что сам добыл у реки, потому что  ребенку даже собирать их некогда!»

Светлана Александровна раскрыла тайну – учителя задают эти объемные задания по технологии вовсе не назло родителям. Все эти конкурсы «Рисуем вместе с бабушкой», «Лучшая поделка из коряги с папой» направлены на сплочение взрослого и малыша, а потому сама поделка и рисунок, оказывается, не главное.

«Не делайте все за ребенка. Предложите ему провести время вместе – но не за уроками, а за тихой работой руками. Вы с работы пришли нервный, он из школы — озадаченный. А пока вырезаете снежинку из гофрированной бумаги, оба успокоитесь, поделитесь новостями, почувствуете себя одной командой», — советует она. Педагогами давно доказано: коллективное творческое дело творит чудеса.

Аргументы других родителей тоже звучат убедительно: «Я смертельно устаю на работе. А ребенок и так больше меня знает».

Может, это верный подход, гарантирующий прокачку самостоятельности у маленького ученика? Но Светлана Александровна не спешит согласиться.

«Уверенность в знаниях ребенка – это хорошо. Но под ней должна быть реальная почва. Вы обязаны быть в курсе школьных дел своего младшеклассника: что он проходит, в чем силен, что ему не дается. Ребенок сможет учиться спокойно, только если знает – за ним неравнодушные родители, которые помогут и подскажут», — считает учитель.

В частности, помощь родителей понадобится школьнику в подготовке докладов по различным предметам. Найти всё об удоде сенегальском в энциклопедиях или в интернете, выбрать самое важное, создать доклад на черновике, а затем аккуратно переписать его на чистовик и выучить – для восьмилетки дело не из легких.

«И не спешите признаваться ребенку, что вы чего-то не знаете, — уточняет педагог. – Представьте, как выглядят в его глазах бабушка, которая уверена, что Солнце вращается вокруг Земли, или папа, который не спешит освежить в памяти таблицу умножения, оправдываясь тем, что в телефоне есть калькулятор. У ребенка пропадает  мотивация узнавать, учить что-то, ведь папа и так живет, без таблицы, на работу ходит, на большой машине ездит. Помните: не стыдно не знать, стыдно не учиться! Учеба вашего ребенка – отличный шанс и для вас еще раз уложить в голове школьную программу, а то и узнать что-нибудь новенькое!»

Помогаем поначалу

Мы уже поняли: творческие работы и доклады делаем вместе. А что-то ребенок может сделать самостоятельно? Конечно! Но и для этого сначала должен потрудиться родитель – воспитать у ребенка привычку.

«Уроки – это такой же режимный момент, как сон, еда, прогулка, — считает Светлана Александровна. — Выделите на уроки два часа в одно и то же время. Перед началом предложите ребенку попить, сходить в туалет, чтоб его ничего не отвлекало. Первое время сидите рядом – не всегда малыш может сам понять задание. Пусть прочитает и расскажет вам – что и как намерен делать. После выполнения задания пусть чадо проверит написанное, если нашел ошибку,  похвалите за внимательность».

Еще Светлана Александровна посоветовала всю начальную школу уроки делать дважды – на черновике и на чистовике. Мысль разумная – ребенок не так нервничает, не боится испортить черновик, если неправильно понял задание. Да и делать на черновике можно без родителя. Справедливости ради педагог отмечает, что времени это требует вдвое больше.

Но, помогая, важно не перегнуть палку. Постоянно заглядывать через плечо, восклицать «ну кто так пишет!», дергать ребенка «ну долго ты еще!» — значит, своими руками формировать неврозы и отвращение к учебе.

Также недопустима ситуация, когда бабушка распаковывает портфель и, листая страницы учебника, спрашивает: «Что же нам сегодня задано?».

Ребенок быстро поймет – учеба взрослому нужна больше, чем ему, и перестанет напрягаться. Тут важно успокоиться и внушить малышу: вы рядом, придете на помощь, но уроки – его сфера ответственности.

Никакого стресса!

«Пусть вас не обманывает кажущаяся взрослость младшеклассника. По сути, это еще совсем ребенок, и поход в школу для него – большой стресс. В ваших интересах не усиливать тревожность малыша своими окриками, а создать спокойную атмосферу дома, где он может накопить сил и отдохнуть душой», — говорит педагог.

Вот несколько проверенных советов, как успокоить ученика до школы и после нее.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме