В течение этого лета рыбинский Завод дорожных машин несколько раз участвовал в престижных международных выставках, дважды представлял свою технику в Индии, затем в Белоруссии. О том, как предприятие, созданное почти двадцать лет назад для ремонта дорожных машин, стало одним из ведущих производителей России, рассказал директор ЗДМ Павел Кузнецов.
— Павел Александрович, как ваше предприятие, первоначально ориентированное исключительно на ремонт, вышло на солидные объемы производства дорожной техники?
— В 1997-1998 годах мы, бывшие инженеры завода «Раскат», создали предприятие по ремонту дорожно-строительной техники. Но со временем стали заниматься производством некоторых запасных частей, а потом перешли к производству дорожных катков и другой спецтехники.
Сейчас только дорожных катков мы выпускаем 15 различных модификаций. Кроме того, производим две модели грейдеров – с гидромеханической коробкой и с механической трансмиссией. Освоили выпуск фронтальных погрузчиков и лаповых снегопогрузчиков (в Москве и Московской области большая часть этой техники нашего производства). Помимо того, мы также выпускаем машину-уплотнитель мусора для ТБО.
— Кто разрабатывает модели техники?
— На предприятии есть свой конструкторский отдел, который разрабатывает все наши модели. Конечно, никто не говорит, что при этом мы не смотрим на машины мировых производителей, в том числе рыбинского «РАСКАТа». Мы изучаем мировой опыт и, исходя из него, создаем свои конструкции. По-моему, это правильно.
— Комплектующие для своей техники вы тоже производите сами?
— Любая сложная техника состоит из комплектующих изделий. Часть из них мы приобретаем у мировых производителей. К примеру, планетарные редукторы и подшипники используем только итальянского производства.
— Санкции не влияют на ваше сотрудничество с мировыми лидерами?
— Они не думают об этом. Бывает, решаешь какой-нибудь примитивный вопрос, а тебя спрашивают: «А вы точно не на оборону работаете?» Но в целом политика и бизнес в Европе мало пересекаются.
— Каковы у вас объемы выпускаемой продукции?
— Производство колеблется от 12 до 20 единиц спецтехники в месяц. В сравнении с докризисным периодом показатели несколько снизились, но мы видим возможность увеличить объемы в следующем году, потому что, во-первых, ряд российских производителей до сих пор не могут оправиться от кризиса, во-вторых, в результате падения рубля мы стали очень конкурентоспособны за рубежом.
Сейчас нам открываются дополнительные рынки, например, Казахстана. До кризисного периода в эту страну вообще не поставляли грейдеры российского производства, а в этом году наше предприятие отправляет туда десять машин, на следующий год запланированы поставки 50.
— Вы являетесь постоянными участниками международных выставок дорожной техники. Только этим летом ЗДМ представлял продукцию в Белоруссии и дважды — в Индии. Готовите экспансию мирового рынка?
— Это слишком громко сказано, но действительно, мы очень интенсивно работаем по поиску организаций, которые будут представлять наши интересы в Индии и Бангладеш. Ведь важно не просто продать единицу техники, нужно найти партнера, через которого ты данную продукцию будешь реализовывать.
— Советские заводы размещали карты мира со стрелками, которые указывали на страны, куда они отправляли свои изделия. На вашей карте было бы много таких стрелок?
— Нет-нет, мы очень долго занимались поиском рынка сбыта за рубежом, но в тот момент, при том курсе рубля и при тех ценах мы были абсолютно неконкуренто-способны, в результате проводили в основном ознакомительную и малорезультативную работу. Лишь с прошлого года, когда появились возможности выхода на международный рынок, мы начали постоянно заниматься этим вопросом. Сейчас мы интенсивно ведем переговоры с Ираном, Пакистаном, Алжиром, осваиваем рынки Белоруссии, Казахстана, Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана.
— А если газ и нефть вырастут в цене?
— Если нефть вырастет и правильный баланс в экономике опять нарушится, то машиностроение упадет и можно будет ожидать следующего витка кризиса.
— Как вы ощущаете себя на внутреннем рынке?
— Здесь тоже появились широкие возможности, и мы ставим задачу создать дилерскую сеть по всей России, чтобы в каждом регионе РФ иметь своего представителя.
— За неполных два десятка лет вы фактически создали новый завод, оснастив его оборудованием. Как вам это удалось?
— Это был очень сложный процесс, который продолжается и сейчас. Из-за высоких колебаний валюты и связанных с этим рисков мы не можем себе позволить закупать оборудование по очень высокой цене в лизинг, поэтому приобретаем в Европе или в России б/у станки, которые находятся в хорошем состоянии, и модернизируем их.
— Можно увидеть ваши машины на дорогах Рыбинска?
— Да, у нас очень хорошие отношения с ОАО «РУМСР», за последние два года предприятие приобрело у нас 4-5 машин, сейчас ведем переговоры о продаже грейдера. Скоро состоится тендер по поставке машин, объявленный ГП «Ярдормост», обязательно будем в нем участвовать.
— Сколько человек работает на предприятии и какая у вас средняя зарплата?
— В настоящее время у нас работает порядка 150 человек, средняя зарплата составляет примерно 20 тысяч рублей. При этом мы имеем большие проблемы с кадрами. Готовясь к новому витку развития, ищем людей различными способами, я сам обзваниваю специалистов, разместивших резюме на сайтах. На сегодняшний день нам нужны инженеры, конструкторы, технологи, слесари, станочники, сейчас активно ищем специалиста, работающего на гибочных станках. Готовы брать учеников.
— Почему к вам не переходят специалисты с «Раската»?
— На заводе остались специалисты, очень преданные предприятию, которые не мыслят своей жизни без «Раската». Это очень хорошо, что в Рыбинске есть такие замечательные люди.
— А приобрести предприятие – такого желания не было?
— Завод мне небезразличен, потому что с ним связано много прекрасных лет жизни, на нем работают мои друзья и сокурсники. Но я считаю, что лучше создавать свое устойчивое и качественное производство, а не метаться из стороны в сторону из-за каких-то амбиций.
Мы заинтересованы, чтобы дела на «Раскате» наладились, потому что в отсутствие конкуренции всегда возникает застой, который приводит к ошибкам. В свое время мы оказали положительное влияние на «Раскат»: появление конкурента заставляло завод двигаться вперед. Мы, в свою очередь, тоже ориентировались на лидера, стараясь догнать и обогнать его. Сейчас мы смотрим на мировых лидеров, создаем программы по их вытеснению с российского рынка.