Из-за изысканных узоров кап — нарост на дереве — называют мрамором. В Древней Руси из него изготавливали крепкие навершия боевых палиц. А рыбинский умелец Олег Кульшов мастерит из него сов, лебедей и даже осьминогов. Он рассказал, почему кап называют батарейкой, поделился мыслями по поводу привлечения туристов в Рыбинск, а также признался, что его преследуют… медведи.
— Кап – это профессия или хобби? Как он появился в вашей жизни?
— Кап – это смысл моей жизни. Всем своим ученикам я повторяю: «Профессия – ваш хлеб. Но необходимо найти дело для души. Внутри вас должно искрить». Смысл жизни теряется без творчества и позитива. Этим позитивом для меня стала резьба. Кап сам нашел меня. Друзья привезли мне его в девяностые годы, он покорил меня своим теплом. Дерево, в принципе, очень теплый материал. А кап – настоящий сгусток энергии из свиловатостей дерева.
Я понял – эта батарейка будет заряжать меня всю жизнь. С тех пор я не только греюсь сам, но и дарю источники энергии другим. Бывает, на выставке подходит человек, подержит, погладит поделку: «Из рук выпускать не хочется», — говорит. И покупает. Мастеров, работающих с капом, в России единицы. Столица резчиков по капу — Пермь, есть резчики на Урале, в Карелии, Костроме.
— Расскажите о материале, с которым вас связывает не один десяток лет.
— Кап — невероятно твердый материал. В Древней Руси из него делали навершие боевой палицы, его не брала ни сабля, ни топор. Такая фантастическая твердость у него из-за структуры. Дерево в капе переплелось невероятным клубком. Сравнить по твердости его можно с мореным дубом. Но у капа нет ни массива, ни направления волокон. Он существует небольшими непредсказуемыми кусками, он весь – сюрприз. Кап – для тех творцов, кто не любит шаблон, кто любит идти вслед за материалом, за его особенностями. Именно поэтому не получается работать под заказ: материал своенравный, не терпит третьего лица – только он и я.
— Где вы черпаете вдохновение? Какие образы вам близки?
— Нашей фантазии нет предела. Глаз мой все время цепляет интересные идеи, гармоничные образы – в лесу, в книгах, в музеях. Много езжу по России и обожаю ходить в музеи – там смотрю на старинные вазы, скульптуры, оружие. Люблю разглядывать иллюстрации к старым сказкам. Одно время очень любил эту фантастическую тему – резал драконов и всякую нечисть. Сейчас душа лежит к птицам – лебеди, совы, часто воспроизвожу этот мотив. В последнее время из-под моего резца часто выходит символ Ярославской области – медведь, этот образ просто преследует меня. Видимо, своего лучшего медведя еще не сделал.
— Долго ли мастерить одну работу?
— Мелочевку резать достаточно быстро – чарки, заколки, мелкие листики получаются за один день. Есть у меня долгострои. К примеру, однажды я побывал в питерском Юсуповском дворце. Там на мраморной лестнице стоят два чугунных торшера с дракончиками наверху. А в большом зале – люстра с теми же позолоченными дракончиками. Меня эта тема так крепко взяла, что я оживил дракончиков в капе и посадил их на светильник — работал над ними полгода.
— Этим летом вы выставляли свои работы на фестивале «Ушаков», ваши впечатления?
— Организация на фестивале замечательная. Обычно на выставку приходится ехать нагруженным — берешь столы, палатки. На Ушаковском фестивале порадовало радушие устроителей – нам предоставили все необходимое. Мы, ремесленники, чувствовали себя долгожданными гостями на этом празднике. Единственное, что хочется заметить – в Рыбинске намного больше талантливых мастеров, неизвестных широкой публике. Позови их в следующем году – и ярмарочная часть фестиваля будет еще интереснее и насыщеннее. Желаю фестивалю «Ушаков» процветания, ждем приглашения в будущем сезоне.
— Получается, нет пророка в своем отечестве?
— Да, на фестивале ко мне подходили удивленные знакомые – «ты разве занимаешься капом?» Думаешь про себя – «да всю жизнь занимаюсь». Получается, мы известны где угодно, только не в родном городе. Я – постоянный участник выставок по всей России. Нас, мастеров, ждут с нетерпением, спрашивают – «когда вернетесь». А здесь мы сидим каждый в своем закутке. Мы развиваемся, двигаемся, творим, а горожане этого не видят. У нас прекрасные резчики по камню и дереву, великолепные кузнецы, ювелиры, швеи, кружевницы. Город наполнен талантами. Но нам негде собраться, обменяться опытом, показать свое мастерство людям и друг другу. После того как закрыли Центр народного творчества на Чкалова, мы осиротели. Очень не хватает такого творческого пространства. Оно привлекло бы немало туристов. К примеру, в Мышкине в деревню мастеров – к кузнецу, ткачихе, столяру – настоящее паломничество. Детям и взрослым интересно увидеть, как из ничего – из тряпочек, деревянных чурок, железа — рождается чудо. От такой живой мастерской на Волжской набережной, неподалеку от туристических мест, Рыбинск только выиграет.