новости 11 ноября 2016 15:36

Права подтвердит медицинский полис

Пожалуй, нет более спорной темы, чем современная бесплатная медицина. У граждан имеется масса претензий к качеству медицинского обслуживания. Так, последний опрос Лиги пациентов, на который ссылается в одном из недавних номеров газета «Комсомольская правда», показал, что 48,6% россиян платят за услуги врачей. Причем в значительной части случаев они раскошеливаются на платные услуги, которые должны предоставляться бесплатно.

К примеру, пациентам предлагают за деньги в кратчайшие сроки пройти то или иное обследование (УЗИ, МРТ), избавив себя от нескольких недель ожидания. Знание прав пациентов в системе Обязательного медицинского страхования (ОМС), гарантом которых является медицинский полис, поможет не дать ввести себя в заблуждение.

 Без прописки ты… тоже пациент

Полис обязательного медицинского страхования удостоверяет право на получение бесплатной медицинской помощи. Гражданам России он выдается бессрочно. Получить этот документ могут и проживающие в нашей стране иностранцы при наличии вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Полис единого образца действует на территории всей Российской Федерации. Оформить его можно даже без прописки. Если вы зарегистрированы по месту жительства в одном регионе, а живете в другом либо же вообще нигде не прописаны, документ вам все равно обязаны выдать. Сейчас для этого достаточно указать в заявлении фактическое место проживания.

По словам руководителя офиса ООО «РГС-Медицина» в Рыбинске Татьяны Барахтянской, необходимо обратить внимание на то, что медицинская помощь в сфере ОМС оказывается в рамках базовой и территориальной программ.

«Они определяют, где и при каких заболеваниях владелец полиса может лечиться бесплатно.

В рамках базовой программы ОМС граждане имеют право на первичную, скорую и специализированную медицинскую помощь независимо от места постоянного проживания. А при состояниях, угрожающих жизни пациента, она должна быть оказана медработниками без полиса, — поясняет специалист. — Территориальная программа ОМС действует в пределах субъекта РФ, она может быть шире, чем базовая, по количеству заболеваний, их видам и методам лечения. Лечение в рамках нее могут получать застрахованные в системе ОМС лица, находящиеся в момент наступления страхового случая (заболевания, травмы) на территории области. При этом жителям других регионов, которые по воле случая лечатся вдали от дома, в лечебном учреждении, куда они обратились, не могут отказать в оказании медицинской помощи».

Для прикрепления к поликлинике необходимо написать заявление заведующему медицинским учреждением, а также предоставить документы, удостоверяющие личность, и полис ОМС.

 Есть вопросы – звоните страховщику

Если вы получили некачественную медицинскую услугу, вам нахамил врач, это не значит, что вы остались со своей проблемой один на один. Страховая компания в данном случае является вашим бесплатным помощником в деле восстановления справедливости. По мобильному номеру «горячей линии», указанному в вашем полисе, вы можете получить консультацию по поводу любой спорной ситуации, обратиться с жалобой.

Именно у своего страховщика вы можете узнать, входит ли та или иная медуслуга в Программу госгарантий бесплатной медпомощи населению.

«Никогда не торопитесь платить за медицинские услуги. Если что-то непонятно, сначала позвоните в страховую компанию и получите разъяснения. Помните, если вы заплатили, значит, автоматически согласились с платным предоставлением услуги. Через страховую компанию деньги вернуть нельзя – такой механизм возмещения затрат пациента не работает с 2007 года.

Единственным выходом в ситуации, когда пациент за свой счет оплатил дорогостоящее лечение или лекарства, может быть получение налогового вычета. Работающие граждане могут претендовать на него, обратившись в налоговые органы», — предостерегла Татьяна Барахтянская.

Также по телефону «горячей линии» пациент может уточнить определенные законом сроки, в которые должен быть назначен прием у того или иного медицинского специалиста: гастроэнтеролога, кардиолога, эндокринолога, уролога. Если они нарушаются – жалуйтесь, не стесняйтесь.

Предъявлять претензии нужно грамотно. «При телефонном обращении в страховую компанию гражданин должен четко сформулировать свой вопрос и суть проблемы, — советует Татьяна Барахтянская. — Никто по телефону не поставит диагноз и не сможет оценить качество медицинской помощи. Как правило, большинство споров разрешается на месте, при непосредственном обращении к руководству медицинского учреждения. Нужно помнить, что лечит лечащий врач, именно он определяет, нужны ли пациенту те или иные обследования, и одного желания пациента для получения услуги по ОМС, конечно же, недостаточно. Если на месте конфликт не разрешается, точку в нем может поставить экспертиза качества медицинской помощи, которая проводится в том числе при участии врачей-экспертов страховой компании. Но пациент должен быть готов к тому, что эта процедура потребует времени».

 Врача можно выбрать

По закону, если гражданин не доволен работой своей поликлиники или страховой компании, хочет сменить их, препятствовать ему никто не может.

Раз в год можно выбрать поликлинику для прикрепления и постоянного медицинского обслуживания. Фактически гражданин не обязан прикрепляться к районной поликлинике по месту прописки или фактического проживания. К при-меру, это может быть медицинское учреждение, расположенное рядом с работой. При таком варианте нужно взвесить все за и против, ведь если вы живете на другом конце города, могут возникнуть проблемы с вызовом врача на дом.

Гражданин имеет право не чаще, чем один раз в год, выбрать терапевта, участкового терапевта, педиатра, участкового педиатра, врача общей практики (семейного врача), подав заявление на имя руководителя медицинской организации, как говорит Татьяна Барахтянская. С такой же периодичностью, но не позднее 1 ноября каждого года, можно поменять и компанию-страховщика.

Более того, по закону пациенту дано право выбора больницы для плановой госпитализации. Речь идет о медицинских учреждениях, работающих в системе ОМС. Информацию об имеющемся выборе пациенту должен предоставить лечащий врач, выдавший направление на госпитализацию. Если же в таком праве гражданину отказывают, то это веский повод обратиться в свою страховую компанию.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме