Разрушенная снежная крепость в Димитровском парке, побитые стекла в «ракете» и поврежденные урны в Переборском парке. По словам очевидцев, эти происшествия – дело рук подростков.
21 января горожане с утра до вечера возводили крепость из снега в Димитровском сквере. Работали дружно, азартно. Взрослые и дети старались установить российский рекорд, прославить имя Рыбинска.
Прохожие останавливались и тоже втягивались в строительство, не в силах устоять перед радостью труда на морозе – положить снежный кирпич, еще три, и вот уже растет стена. А ты все хлопочешь и украшаешь ее – и зубцами, и медведями из снега. Пусть это всего лишь снежная постройка, но ты чувствуешь радость созидания.
А на утро половины стены не стало – то, что целый день строили заботливые руки, в один миг разрушили руки безжалостные. Как вы думаете, скоро ли активисты захотят сделать что-то для города снова? Не опустятся ли у них руки после такого отношения к их труду? И как объяснить ребенку, который украшал крепость снежками, кто и почему ее разрушил?
Местные жители говорят, что расправу над крепостью учинили подростки.
Еще один печальный пример – Переборский парк, который подвергся нападению вандалов осенью. Обновленный, он привлек внимание не только мам с детьми и пожилых людей. По словам очевидцев, именно подростки повредили урны и выбили стекла в бывшем кафе-«ракете» и деревянном теремке.
У психологов даже есть термин – подростковый вандализм. У человека на пороге взрослой жизни есть огромная потребность кричать о себе, сообщить о своем существовании миру любым способом. Каким? Как правило, выбор этот не сиюминутен, он подготавливается годами в семье и в школе. Если дома принято хамить, не ценить чужой труд, то, как вы думаете, что выберет подросток: созидание или разрушение?
А в нашем обществе градус агрессии очень высок. Это можно заметить хотя бы по соцсетям. На просьбу посоветовать, в какой детсад отдать ребенка, вопрошающий получает три адекватных ответа и ушат помоев. И здесь отрываются уже не подростки, а взрослые люди.
И если мы таковы – то каковы наши дети? И вообще, давайте подумаем: кто делает мир вокруг плохим, грязным, неухоженным? Кто делает наших детей озлобленными и равнодушными?
Разрушенная крепость – лишь вершина айсберга, имя которому – болезни нашего общества. Мы, родители, бабушки и дедушки, сами воспитываем детей, которые не ценят и не уважают чужой труд. Когда мы говорим на кухнях: «Зачем эти чудаки ковыряются со своей крепостью, лучше бы пошли дорогу мне расчистили от снега», мы обесцениваем чужую радость. Дети слышат нас.
Когда мы не доносим мусор до урны, выкидываем с балкона окурок, мы плюем на своих соседей, а выходит, что и на себя. Дети видят это – и им тоже становится наплевать.
Когда мы не замечаем их маленьких побед и достижений, потешаемся над их неуклюжими подарками и влюбленностями, отмахиваемся от их проблем, дети копят обиду.
Если подросток в свои 12 лет пальца о палец не ударил: не умеет сам себя обслужить, не ходил в поход, не строил шалаш, не колол дрова, вообще не предпринимает никаких усилий – ни в учебе, ни в спорте, ни в творчестве, то он не знает радости труда и не испытывал горя поражений. Его сердце не развито, его душа спит.
И это только наша с вами вина. И наша забота. Дело взрослого — звать детей к жизни, пробуждать в них тягу к прекрасному, наставлять на правильный путь. Давайте начнем с себя, дорогие взрослые. А дети подтянутся.