Минувшей осенью в Рыбинске началось обустройство мемориала жертвам политических репрессий. Под памятным камнем, что стоит на въезде в микрорайон Переборы, появился фундамент. Это задел под дальнейшее строительство, которое продолжится, как только позволит погода.
Рядом с мемориалом планируется поставить часовню, о чем давно просили переборцы. Но быть ей или не быть — вопрос открытый. Как оказалось, у часовни есть противники.
Чтобы помнили
Строительство мемориала — дело, несомненно, нужное. Ведь именно в Переборах, которые были «сердцем» Волголага, решалась судьба тысяч репрессированных, которых свозили сюда со всей страны. Гигантские стройки – возведение сооружений рыбинской и угличской ГЭС – требовали новых и новых людских ресурсов, бесплатной рабочей силы.
Многие без вины виноватые никогда не вернулись домой. Тысячи узников умерли от тяжелейших условий труда, истощения, болезней. До сих пор мы не знаем, сколько именно заключенных погибло во время строительства ГЭС. Рыбинск это видел, Рыбинск это пережил.
Проект мемориала жертвам политических репрессий был разработан архитектором Александром Ждановым еще в 2008 году. Он представляет собой площадку, на которой размещена стилизованная арка с колоколом.
Эскиз впечатляет суровой лаконичностью, и посыл этого дизайна понятен — принять свое прошлое и помнить о тех, для кого Рыблаг (так еще в народе называли это место), стал последним пристанищем. Но из-за постоянной нехватки средств реализация плана забуксовала на целых восемь лет.
Последнее обсуждение проекта происходило на градостроительном совете, который состоялся в июне 2016-го. Тогда обсудили все — и сам мемориал, и часовню, которую планировалось расположить возле него, и даже установку железнодорожного вагончика — экспоната, демонстрирующего, как и в каких условиях перевозились заключенные.
Вопросов все это ни у кого не вызвало, и общественники идеи поддержали. И осенью прошлого года работа наконец-то началась: под закладным камнем появился фундамент, площадку вымостили плиткой. В зимнее время строительство было приостановлено, а весной оно будет продолжено вновь.
Мемориал — отдельно, часовня — отдельно
История с возведением мемориала, как уже говорилось, затянулась на годы. Курирование проекта взял на себя областной депутат Владимир Беспалько.
— Общая стоимость работ оценена в 4,9 млн рублей, и речь здесь идет лишь о строительстве самого мемориала, а не о сооружениях, которые могут быть установлены рядом. Деньги на начальный этап строительства, а это 200 тысяч рублей, были выделены из средств депутатского фонда, — говорит народный избранник.
Владимир Александрович особо подчеркивает, что средства из казны пойдут именно на строительство мемориала. И вот почему. Помимо памятника, на въезде в Переборы в будущем может появиться часовня. Казалось бы, дело благое, но некоторые представители общественности эту новость восприняли в штыки.
В конце января в интернете появилась петиция, призывающая «ни в коем случае не отдавать территорию под строительство объекта сугубо религиозного назначения». Адресована она была врио губернатора Дмитрия Миронова, правительству области, а также рыбинской администрации.
Авторы обращения аргументируют свою позицию так:
«Выполнять эту важнейшую функцию (мемориала) должна не безликая часовня, построенная, как тысячи себе подобных во многих городах и весях, а памятный знак (защищенный авторским правом) – произведение монументального искусства, к которому будут приходить самые разные люди, а не только те, кто считает себя православными христианами».
Владимир Беспалько считает, что здесь имеет место некое недопонимание:
— Жители Перебор неоднократно ко мне обращались с просьбой помочь построить в микрорайоне часовню. Всего мы собрали порядка 300 подписей, но их могло быть и больше, ведь в Переборах нет ни одного храма, и верующим людям приходится ездить в другие микрорайоны. А лучше места для часовни, по мнению верующих, чем то, что возле мемориала, не найти. Тем более, что там можно будет поставить свечку за упокой душ жертв репрессий. Еще раз: часовня не часть мемориального комплекса, она будет стоять неподалеку от этого места. Средства на строительство часовни будут привлечены внебюджетные. Я очень надеюсь на помощь инвесторов, а также на поддержку руководства региона.
Таким образом, мемориал — отдельно, часовня — отдельно. Проект ее, кстати, в скором будущем будет вынесен на обсуждение градостроительного совета.
Стоит Соловецкий камень на Лубянской площади в Москве и есть не просит.А Переборскому подавай монументальность.
Вы забыли написать о том, что произошло с проектом Жданова, победившем в открытом конкурсе и утвержденным городскими властями в 2008 году. Его отменили? Каким постановлением? Автору принесли извинения?
Или благоустройство и прокладка пешеходных дорожек, укладка плитки произведена и будет продолжена в соответствии с проектом Жданова?
Если рассмотреть эскизные проекты часовни и мемориала, видно, что ни площадки, ни дорожки в них не совпадают (смотреть на сайте администрации), и речь идет об одном и том же месте, которого там не очень много!
В результате всех этих метаний можно ожидать просьб жителей о строительстве на этом участке синагоги, мечети, костела и т.п. Это не плохо, но это не соответствует (мое частное мнение) идее увековечивания памяти погибших.
«Согреть «сердце» (!) Волголага…» Концлагерь — не живое существо, а мясорубка, перемалывавшая сердца, мозги и кости без различия национальности, партийности и вероисповедания. Одни узники молились Христу, другие Магомету, третьи не поклонялись никаким богам. Многие погибли безвинно — за что же их посмертно загонять в одну молельню?! Лоббисты часовни лавируют. Сначала говорили о мемориальном «комплексе», ссылаясь на желание неких безымянных жителей. Теперь собрали 300 подписей (против почти 600, поддержавших петицию, но дело не в цифрах) и уверяют, что часовня не связана с мемориалом. Тогда зачем они цепляться за эту площадку? Монумент А.Жданова уже несёт духовный символ — крест — и в сочетании с часовней действительно стал бы комплексом… только не мемориальным, а храмовым! Реальных переборских христиан вполне устраивают Успенская церковь и ближайший храм Александра Невского; они даже опасаются, что часовня-новодел может отвлечь прихожан от этих намоленных мест. Здесь и сейчас речь идёт исключительно о возведении гражданского мемориала по проекту, победившему в открытом конкурсе. Решение, принятое 2008-м, пора уже выполнять — лучше поздно, чем никогда!