В последнее время в редакцию звонят взволнованные горожане – люди беспокоятся, грозят ли им повышающие коэффициенты в связи с тем, что в доме не установлен общедомовой счетчик тепла.
Часть собственников решила взять ситуацию в свои руки: кто-то обратился в управляющие компании, многие пришли в МУП «Теплоэнерго» с заявлениями об установке ОДПУ.
Какова на сегодняшний день ситуация и что делать, если на пути к экономии возникают проблемы, поясняет генеральный директор предприятия Леонид Иванов.
— Леонид Михайлович, расскажите, какова ситуация с установкой общедомовых приборов учета в Рыбинске?
— Приборы учета потребляемого тепла и горячего водоснабжения согласно законодательству должны устанавливаться в случае, если дом потребляет больше установленной нормы 0,2 гигакалории в час (домов с меньшим потреблением в Рыбинске насчитывается 511). На начало 2017 года, по данным нашего предприятия, в городе ОДПУ тепла и горячей воды установлены в 267 домах, однако надлежащим образом счетчики эксплуатируются только в 130 МКД. Еще в 98 домах пока отсутствует техническая возможность для установки приборов учета. В 515 домах установка ОДПУ запланирована на ближайшие годы.
МУП «Теплоэнерго» в партнерстве с компанией «Ростелеком», которая выступает инвестором проекта, планирует оснащение 446 МКД. В ближайший месяц начнутся работы по проведению обследований в домах, подготовке проектно-сметной документации и установке общедомовых счетчиков, которые потом совместно с представителями собственников будут введены в эксплуатацию в течение 2017-2018 годов.
Данный проект рассчитан на два года, а период платежей жителей в соответствии с законом об энергосбережении может быть растянут на 5 лет с момента ввода прибора в эксплуатацию (правда, при этом платежи собственников по закону увеличиваются на размер ключевой ставки Центрального банка, сейчас она составляет 10% годовых).
От собственников 69 МКД ранее поступили заявки в МУП «Теплоэнерго», и предприятие начало их выполнение. Уже установлен ОДПУ на ул. Моторостроителей, д. 29. В феврале наши специалисты вышли на работы в МКД по ул.Б.Новикова, д. 26, ул. Крюкова, д. 5, ул. Лосевской, д. 17. Эти заявки оплачиваются собственниками как из средств со спецсчетов, открытых для взносов на капремонт, так и в обычном порядке, в рассрочку. Часть жильцов изъявили желание установить ОДПУ собственными силами с привлечением сторонних подрядчиков за счет средств, предусмотренных на капитальный ремонт. По 58 таким заявкам МУП «Теплоэнерго» выдает технические условия и участвует в приемке узла учета в эксплуатацию.
Могу сказать, что жителям 80% многоквартирных домов Рыбинска нечего волноваться о том, что при расчете за тепло и ГВС к ним будут применены повышающие коэффициенты. Но если по каким-то причинам ОДПУ был установлен, но не эксплуатируется, то повод для беспокойства имеется, с 1 апреля 2017 года люди могут получить «подорожавшие» квитанции.
— Почему установленные приборы не эксплуатируются?
— Основные проблемы с эксплуатацией ранее установленных ОДПУ имеются в домах, которые обслуживаются ОАО «Управляющая компания». Так, с начала 2016 года УК приняла решение в одностороннем порядке вывести из эксплуатации счетчики более чем в 80 домах. Чем объясняется такой поступок? Возможно, нежеланием предоставлять объективную информацию жителям по потреблённым ресурсам.
В период с 2012 по 2015 год УК рассчитывалась с ресурсниками согласно показаниям счетчиков в этих домах, а населению выставляло счета по нормативу. Таким образом, жители продолжали платить за отопление даже летом, хотя оприборенный дом должен это делать (в соответствии с Постановлением правительства РФ №354 от 06.05.2011 г.) только в отопительный период.
Жители части МКД обратились в Муниципальную жилищную инспекцию, а также в Государственную жилищную инспекцию Ярославской области с просьбой разобраться в данной ситуации и обязать «управдома» провести перерасчет за весь период эксплуатации ОДПУ.
Муниципальная жилинспекция встала на сторону жителей, выпустив по пяти домам предписание о проведении перерасчета, установке ранее снятых ОДПУ и вводе их в эксплуатацию. Управляющая компания не торопится выполнять данное предписание, оспаривая его в арбитражном суде. Госжилинспекция региона, со своей стороны, усмотрела в действиях ОАО «УК» и ее руководства признаки нарушения законодательства об энергосбережении и энергоэффективности.
В ряде домов та же управляющая компания инициировала собрания собственников жилья и предложила им… заново поставить снятый прибор учета и оплатить его. О накопленной экономии в виде разницы между фактическими начислениями и сбором платежей по нормативу при этом, похоже, постарались забыть. В этой ситуации я посоветовал бы собственникам потребовать от управляющей организации отчитаться о полученной экономии от использования прибора в доме и о размере фактической переплаты жителей. И только потом голосовать за сборы денег на «новый» ОДПУ.
Парадоксальная ситуация сложилась и в доме по адресу Моторостроителей, д. 11. Три года представители управляющей организации искали причины не вводить прибор, а то и попросту не пускали работников МУП «Теплоэнерго» в подвал дома для проведения этой работы. А сейчас жителям предлагают потратить деньги со спецсчета капитального ремонта на повторную установку прибора, хотя эти средства люди могут использовать на иные цели.
Несмотря на то, что срок эксплуатации, заявленный заводом-изготовителем на оборудование, входящее в состав ОДПУ, составляет 12 лет, и счетчик не проработал и половины срока эксплуатации, его объявили «старым». Действительно, требования к ОДПУ за три года «вынужденного простоя» немного изменились, но все доработки (их стоимость около 20 тысяч рублей) МУП «Теплоэнерго» готово сделать за свой счет.
На себя мы берем и затраты на поверку прибора. Какой смысл на таких условиях агитировать собственников «быстро и дешевле» установить «альтернативный» прибор на месте ОДПУ, уже имеющегося, остается только догадываться.
— С такой проблемой «Теплоэнерго» и жильцы сталкиваются только в домах, которые обслуживаются ОАО «УК»?
— Всего с 2013 года силами нашего предприятия были установлены ОДПУ в 36 домах. 15 МКД из них обслуживаются ОАО «УК», 6 МКД — УК «Волжский», 11 МКД — УК «Запад», 3 МКД — УК «Восток» и один дом — ООО «Финансовый попечитель». По состоянию на 1 января 2017 года, введены в эксплуатацию ОДПУ в 24 МКД. Причем во всех управляющих компаниях, кроме одной, и это снова ОАО «УК».
Для сравнения: в «УК Волжский» практически все затраты на ОДПУ окупились за 2 года, и в течение 2-3 месяцев в прошлом году жители не платили за отопление в зимние месяцы. Вроде бы эффект очевиден. Однако крупнейшая управляющая организация города делает собственников и нанимателей фактически заложниками своей позиции.
Установленные ресурсоснабжающей организацией счетчики представители компании вводят в эксплуатацию только в судебном порядке, как это уже случилось на ул. Гэсовской, д. 4, ул. Черкасова, д.3 и ул. Кирова, д. 17. При этом по всем введенным в эксплуатацию ОДПУ была проведена независимая экспертиза сметной документации, и стоимость для последующей оплаты жителями была снижена в среднем от 50 до 150 тыс. руб. за прибор.
— В редакцию звонят жители домов, где прибор уже установлен МУП «Теплоэнерго», и спрашивают, как платить за него и его установку. Как производится оплата?
— Оплатить установку прибора, выполненную МУП «Теплоэнерго», можно теми же способами, что и рассчитываться за ГВС и отопление по прямым расчетам: через банки, перечень которых есть на сайте предприятия www.teplo76.ru (открывайте вкладку «Как оплатить»); в расчетно-консультационных пунктах МУП «ИРЦ»; на почте; через интернет-приложение «Сбербанк Онлайн». Для нас важно, чтобы способов оплаты у жителей было больше, а времени на это тратилось меньше.