Три года назад, за день до юбилейной 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, над Рыбинском кружил самолет Ан-2. Из десятков и сотен вылетов этот был особенным потому, что роль второго пилота досталась… 96-летнему Константину Степановичу Кононенко, боевому летчику, мечтавшему вновь подняться в небо.
Сердце летчика Кононенко остановилось год назад, 25 марта 2016 года. Совсем чуть-чуть не дожил Константин Степанович до своего векового юбилея, а ведь так хотел… В нем было столько энергии и обаяния, что никто и поверить не мог в его девяносто «с хвостиком». Шутка ли — подняться в небо в столь преклонном возрасте!
Небо было для него всем — жизнью, страстью, работой, призванием. С детства Костю тянуло к самолетам — едва заканчивались школьные уроки, как он, сломя голову, мчался в авиамодельный кружок мастерить очередную крылатую машину.
А когда в 1933 году в Рыбинске открылся аэроклуб, юноша сам стал наставником — учил мальчишек строить и ставить на крыло модели самолетов. Как у него горели глаза! Здесь он впервые поднялся в небо — освоил планер и даже с отличием окончил школу планеризма в Коктебеле, а позже пересел за штурвал самолета, став инструктором в клубе. Одним из его первых учеников был Павел Ермилов, Герой Советского Союза, легендарный военный летчик.
В 21 год Константин уже совершал боевые вылеты на границе с Японией. Рядовой Кононенко оказался в числе шести лучших летчиков, которых отобрали для службы в летной части на острове Русский на Дальнем Востоке.
Перед молодым авиаразведчиком из Рыбинска стояла непростая задача — запечатлеть с помощью аэрофотосьемки военные силы врага, который, поначалу чувствуя превосходство, постоянно наведывался в советское небо. Бои шли чуть ли не круглые сутки.
Но как только в распоряжении наших ребят появились советские модернизированные истребители И-16 и И-153 («Чайки»), вооруженные боевыми ракетами «воздух-воздух», пыл противника подостыл. Летали еще и на «Яках», на американских «Бостонах», а позже и на истребителях «Белл» Р63 «Кингкобра» — кажется, отважный летчик Кононенко знал каждый винтик боевых машин.
Выполняя боевое задание, он уводил свой самолет на триста километров от берега над Японским морем, чтобы сфотографировать суда противника и летную технику на суше. Трижды крылатую машину подбивали, и каким-то чудом трижды Константину удавалось спастись.
Правда, в «крайний» раз приземление с парашютом прошло не столь удачно, и Кононенко получил травму позвоночника, поэтому после возвращения в разведполк был вынужден пересесть за штурвал бомбардировщика.
За успешное выполнение боевых заданий летчик Константин Кононенко награжден орденом Красной Звезды, знаком для летчиков Гражданского воздушного флота СССР за налет 1 миллиона (!) километров и множеством других наград.
В своем роде Константин Степанович стал рекордсменом – по километражу он облетел вокруг Земли 25 раз! Возможно, их было бы еще больше, попади Константин на фронт в Европу. Уж как он рвался расквитаться с фашистами, но начальство не пустило столь ценного летчика: «Ты нужен здесь, и точка».
Война закончилась, и Константин вернулся в родной Рыбинск, но ему по-прежнему снились самолеты. Волею судьбы буквально через месяц на аэродроме объявили, что требуется летчик. Претендентов оказалось пятеро. Но вряд ли они были конкурентами для Константина Степановича, прошедшего серьезные испытания в небе — должность получил именно он.
Теперь он летал на «Яшке», возил генерального директора моторостроительного завода Павла Дерунова и высокое начальство из столицы. А во время страды помогал колхозам. Летал вплоть до 1968 года, а затем перешел на «земную» специальность диспетчера, но по-прежнему сердце билось сильнее, когда по взлетке разгонялся самолет и взмывал в небесную высь.
И неспроста у летчиков бытует поговорка: много летаешь — лучше летаешь, лучше летаешь — дольше живешь. Константин Степанович Кононенко — достойный тому пример.
Надежда Гаврилова