Это была Великая Победа, но ковали ее обычные люди. Говорят, что память – это лучшая форма благодарности. Мы предлагаем вам вспомнить о наших земляках – фронтовиках и тружениках тыла, публикуя на страницах нашей газеты их фотографии и истории жизни. Проект «Рыбинских известий» «Лица Победы» продолжается.
Участвовать в проекте «Лица Победы» может каждый. Приносите в редакцию фотографии ваших родственников-участников Великой Отечественной войны или трудового фронта, детей войны по адресу: ул. Крестовая, 75 (3 этаж), или направляйте по электронной почте: izvestya@yaroslavl.ru. А мы разместим их в газете – город должен знать своих героев в лицо!
Галина Ивановна Смирнова рассказала о своем отце – Иване Ивановиче Киселеве. В предвоенной жизни он работал шофером на одном из рыбинских заводов и, как говорили те, кто его знал, был добрым и трудолюбивым человеком. Редко кому он отказывал в помощи, жил открыто и честно.
Вместе с женой, Анной Федоровной, они воспитывали двух дочерей: Веру и Аллу. Планировали накопить денег на большой дом – к осени 1941 года супруги ожидали пополнение, должен был появиться на свет еще один малыш. Вот только увидеть свою младшую дочь Галину Ивану Киселеву было не суждено.
— Повестку на фронт отец получил практически сразу же после объявления войны. Мать даже не успела его проводить по-человечески. Прощались во дворе, и маме пришлось срочно вернуться в дом – кто-то из моих сестер закапризничал. Когда она вновь вышла на улицу, отца уже не было. К отправке эшелона мама не успела – поезд ушел… – рассказывает Галина Ивановна.
Иван Киселев отправился служить в Ригу, к которой в конце июня 1941 года приближались войска вермахта. Советское командование предпринимало активные предупредительные мероприятия. На фронте Иван Иванович делал то, что умел лучше всего – он стал военным шофером, причем хорошим – ему доверили возить начальство. В одну из таких поездок его автомобиль попал под минометный обстрел. В машине на тот момент находилось несколько человек, в том числе генерал. Погибли все.
— Это произошло 10 августа 1941 года. Когда мама получила похоронку, у нее случились преждевременные роды. Так появилась я, буквально на следующий день после того, как погиб мой папа, — говорит Галина Ивановна.
Она рассказывает и плачет. Отца она не видела ни разу, все, что от него осталось у семьи – это несколько фотокарточек и похоронка. После его смерти для Киселевых началась жизнь, полная испытаний. В военные годы семья выживала с трудом, к счастью, им помогал брат отца – Андрей. А в 1943 году их ждал еще один удар – мама оказалась на пароходе «Контролер», который потерпел крушение. Переполненное пассажирами, судно перевернулось и пошло ко дну. Тогда погибло 70 человек. Был март, и вода в Волге была ледяная.
— Из-за переохлаждения у нее отказали ноги. Два года она пролежала недвижимая. От голода нас спасали соседи. Мы тогда жили на ул. Ивановской (ныне ул. Радищева), и нам помогали семьи Кудрявцевых, Тарасовых, они нанимали врачей, которые и выходили нашу маму. В 1947 году Анна Федоровна устроилась работать в одну из столовых, и главной целью ее жизни стало дать нам образование. «Я не хочу, чтобы вы жили так, как я», — говорила она. Мы с сестрами выучились, и потом мне довелось работать на засекреченном производстве. Единственное, о чем я жалею, что наш папа не смог увидеть нашего успеха. Как мне кажется, мы все прожили достойную жизнь. Я очень надеюсь, что смогу пронести его фотографию в строю Бессмертного полка, который пройдет по рыбинским улицам 9 Мая, — говорит Галина Ивановна.