Она рассказывает о «школе внутри» себя, разрыве поколений и о создании книги «Азбука школы».
— Светлана Александровна, звание «Заслуженный учитель» в этот раз было присвоено всего пяти педагогам в стране. Это большая честь и гордость для школы и города. Хочется узнать, как вы пришли в педагогику?
— Если коротко, то я закончила филологический факультет СПбГУ, специальность «Филолог-русист, преподаватель русского языка и литературы». Начинала работать вожатой в Ленинградской области – там тогда служил мой отец. В Рыбинске сначала работала в 34-й школе, там у меня был первый выпуск. С 2000 года я учитель русского языка и литературы школы № 1 с углубленным изучением английского языка.
— Каким критериям должен соответствовать претендент на звание «Заслуженный учитель РФ»?
— Существуют четко определенные требования к кандидатам: нужно давать ученикам высококачественное образование, выявлять их способности и развивать таланты, готовить победителей и призеров олимпиад, конференций и конкурсов, занимать активную позицию в педагогическом сообществе, транслировать свой опыт. Знаете, деятельность многих учителей отвечает этим требованиям.
Думаю, что среди множества претендентов выбрали именно меня, потому в числе показателей были отчетливо замеряемые: мне посчастливилось за последнее время подготовить 5 учеников, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов. Средний балл по русскому языку и литературе у моих выпускников значительно выше, чем областной и общероссийский: 34% из них набирают на ЕГЭ по русскому языку от 90 до 100 баллов.
Но главное, на мой взгляд, то, что наша школа в 2014 году вошла в так называемый ТОП-500 лучших школ России и ТОП-100 школ, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников по филологическому профилю. Считаю, почетное звание – это заслуга всей нашей школы! Отдельное спасибо директору Нине Александровне Ковичевой за ее энергию и веру в победу.
— Принято считать, что нынешние дети «не такие»: не читают, ничего не знают, ничем не интересуются. Так ли это?
— Я стараюсь изо всех сил не впадать в старческое брюзжание. Во-первых, глубоко уверена, что ворчать на младшее поколение – это такой закон природы.
Во-вторых, действительно они другие, потому что произошел generation gap – разрыв поколений, связанный с развитием компьютерных технологий. Это другая культура, и это дети новой культуры. Тут ничего не поделаешь, нужно только подтягиваться, меняться самим.
В-третьих, не все потеряно. Меня порадовали наблюдения библиотекаря нашей школы: когда она приходила 15 лет назад в классы с беседами о книгах, ее встречали пустые, равнодушные взгляды, а сейчас школьники научились больше сопереживать. Конечно, мне грустно осознавать, что нынешние дети меньше читают, что не смотрят фильмы, на которых воспитывались многие поколения. Но я утешаю себя тем, что они развиваются в другом направлении.
И все же мне повезло: у меня есть такие ученики, перед которыми я просто снимаю шляпу. На Последнем звонке в 2014 году у меня было ощущение, что не выпускники должны нас благодарить, а мы, учителя, можем сказать спасибо ученикам за то, что они у нас учились. Вот такая была мощь, такая сила! И сейчас есть такие дети. Это и называется субъектно ориентированное обучение, когда ученики, взрослея, становятся способными управлять процессом образования: понимать, что им надо, фильтровать ненужное и искать себе в наставники, в спутники учителя. Я счастлива быть таким наставником и спутником для довольно большого количества учеников.
— Новые реалии жизни и современные дети требуют другого подхода к преподаванию?
— В нашем быстротекущем мире учителю главное – уметь уловить нерв времени. Сейчас всех волнует ФГОС – новый государственный образовательный стандарт, который требует от педагога пересмотра своей позиции, подходов к преподаванию. Необходимо, чтобы ученик понимал смысл процесса обучения, чтобы образование было для него личностно значимым.
Для этого требуются новые технологии, другой взгляд на традиционную школьную отметку, на то, что мы изучаем на уроке. Нужна так называемая метапредметность, чтобы дети не изучали отдельно русский, отдельно физику, а потом мучительно пытались применить полученные знания в практической жизни. Из отдельных предметов должна сложиться целостная картина мира.
— Как вы организуете практическую деятельность учеников?
— Для меня одним из главных достижений в этом направлении является то, что у нас в школе уже 11 лет работает пресс-центр. В этом году мы выпустили сотый номер газеты «Wсё O‘K». Сейчас ее создает уже пятое поколение журналистов, которые освещают школьную жизнь. И они не только рассказывают о событиях, а дают им оценку. По сути, пресс-центр участвует в жизни школы как орган самоуправления. Выпускники, прошедшие школу пресс-центра, это люди со сформированной жизненной позицией, стойкие, социально зоркие, коммуникабельные, организованные, потому что журналистика – это не только полет творческой мысли.
— Светлана Александровна, я слышала, что в 2017 году к выходу готовится уникальное издание о первой школе.
— Книга называется «Азбука школы». Ее создание – занятие крайне непростое, особенно для нас, непрофессионалов. Пишет ее Наталья Елизарова, руководитель Музея ученичества, я участвую как помощник, редактор, составитель. Ученики тоже принимают участие в создании книги.
«Азбука школы» – один из этапов создания Музея ученичества, который мы понимаем не как музей в традиционном представлении – с экспонатами, витринами. Это все мы, объединенные общей идеей учить и учиться, причем учителя и ученики часто меняются ролями. В этом и состоит идея ученичества, которая мне очень дорога: чтобы мы не просто знали историю школы (а у нас славные традиции!), а чтобы она была частью нас самих, чтобы мы чувствовали свою сопричастность к прошлому и сами творили ее будущее. Неслучайно в «Азбуке школы» рядом с современными сюжетами соседствуют архивные материалы, военные письма, воспоминания.
— Такая занятость в качестве преподавателя и вовлеченность в жизнь школы наверняка отнимают у вас много сил и времени?
— Работа учителя – это изнурительный труд. Собственно, я всегда была убеждена, что обязательное условие успеха – тратить себя, отдавать. Но со временем стала понимать: надо, чтобы было что тратить. Нужно аккумулировать энергию, искать источник сил. Вот поэтому стараюсь расширять круг интересов.
Изучаю два языка: английский и испанский – для путешествий, для того, чтобы себя уважать. По-английски стала уже читать в оригинале – какое удовольствие! Есть другие увлечения: чтение, путешествия, фитнес, рукоделие. Сейчас мне очень нравится вставать утром и поливать цветочную рассаду. Это моя жизнь, моя душа.
Я стесняюсь много писать, может получиться бессвязная, хоть и милая белиберда. Так что скажу просто… Люблю вас, Светлана Александровна. Je vous aime. Грасиас за за знания, за кнут и пряник и что самое важное было для меня — за понимание и любовь к ученикам. Вы щедрый учитель и удивительная женщина. Целую