новости 21 апреля 2017

Два деда – одна гордость

13 апреля в редакцию «РИ» с большой кипой архивных документов, фотографий и боксами с наградными знаками пришел читатель. Александр Воронов – внук двух отважных фронтовиков, прошедших до конца всю Великую Отечественную войну. Узнав о проекте нашей газеты «Лица Победы», он поспешил поделиться историей о своих родных, ведь для него оба деда – примеры невероятного мужества, стойкости духа и верности своей Родине.

Александр Мокеев

Александр Мокеев

Александр не просто хранитель семейного архива. Он неутомимый исследователь истории жизни своих родных – десять лет не оставлял надежды отыскать засекреченные когда-то подробности военной службы деда Александра Мокеева (по материнской линии) и деда Николая Воронова (по отцу). Военкоматы, архивы, десятки и сотни километров пути в поисках любой информации. И лишь недавно ему улыбнулась удача – с помощью интернета удалось найти необходимые сведения.

 «Доча, было страшно»

С дедом Александром Ивановичем Мокеевым внук знаком только по фото и рассказам мамы и дяди. Родился он в 1915 году. В 1937-м попал на флот в Заполярье. Прошел две войны, был награжден орденом Отечественной войны II степени и медалями «За боевые заслуги» и «За защиту Заполярья». В звании старшины был парторгом и командиром отделения мотористов на суднах СКР-28 и СКР-30 серии «Сапфир».

Во время вооруженного конфликта с белофиннами в 1939-1940 годах судно артогнем поддерживало наступавшие части Красной Армии. Так называемые «морские охотники» бомбили вражеские подлодки. Во время Великой Отечественной Александр Мокеев участвовал в операциях по обстрелу укрепленных точек противника, а также в операции по обеспечению высадки десанта под огнем авиации и артиллерии противника.

В мае 1942 года принимал участие в бою английских миноносцев и крейсера «Эдинбург» с немецкими эскадренными миноносцами.

— Дед отвечал за все механизмы на судне, и он умел организовать работу так, чтобы даже в случае неполадок их можно было устранить в кратчайшие сроки. В июле 1943 при выполнении боевого задания лопнула головка поршня в 5-м цилиндре левого двигателя. Поршень срочно требовалось заменить и на это отводилось двадцать часов. Дед справился за шесть. А в ноябре 1944-го в 11-балльный шторм обеспечил бесперебойную работу дизеля при крене судна в 45 градусов! – рассказывает внук.

Победу Александр Иванович встретил в госпитале, куда попал с контузией. Вернулся домой только в 1946-м. Из Северодвинска в Рыбинск привез и будущую жену. Родились две дочери и сын.

О войне Александр Мокеев не рассказывал никому.

— Моя мама вспоминала, что постоянно расспрашивала его об этом, но дед лишь гладил ее по голове и говорил одну фразу: «Было страшно», — делится Александр Воронов. — Всю оставшуюся жизнь Александр Иванович проработал на моторостроительном заводе в испытательном цехе. Авторитетом был везде – и дома, и на службе. Всегда умел рассудить, помочь советом, любил ходить за грибами и бывать на природе. Ушел от нас рано – в 1966 году.

 Дошел до Берлина

Николай Воронов

Николай Воронов

Николай Васильевич Воронов – дед Александра по отцовской линии. Он был для внука другом, наставником, примером для подражания. Александр трепетно перебирает снимки деда. На них настоящий красавец, улыбчивый и жизнерадостный. Трудно даже представить, что он пережил за долгие годы войны. Холод, голод, страх за родных…

Родился Николай Васильевич Воронов в 1924 году в Красно-Холмском районе Тверской области. В ряды Красной Армии призвался в 1942 и сразу попал на фронт. Служил в 9-м механизированном корпусе, входившем в состав 3-й танковой армии. Зимой 1943 года армия в составе Воронежского фронта принимала участие в кровопролитных боях: Острогожско-Россошанская наступательная операция, Харьковская наступательная и Харьковская оборонительная операции. В ходе последней армия частично попала в окружение, понесла огромные потери, особенно в технике. В мае приказом Ставки командующим 3-й гвардейской танковой армией назначен генерал-лейтенант Павел Рыбалко. Под его командованием армия успешно форсирует Днепр, участвует в битве под Курском и Киевской наступательной операции. Николай Воронов служил в составе 401-й отдельной гвардейской минометной дивизии.

док10001— Дед, как пишется во всех архивных документах, работал на «Катюше». Никогда не тушевался перед трудностями, более того, своих боевых товарищей настраивал на победу. 31 июля 1944 года во время наводки орудия был сильно ранен в руку, но пост не бросил. Сам сделал перевязку и продолжил работать на огневой позиции, и после залпа один из первых стал заряжать боевую машину. За это получил медаль «За Отвагу». Еще в числе многих его наград – орден Великой Отечественной войны, медали «За взятие Берлина», «За освобождение Праги». Победу он встретил в Праге 11 мая 1945 года, — продолжает Александр Воронов. — Про войну особо ничего дед не рассказывал. Помню только, когда я приехал к ним с бабушкой в деревню в канун 40-летия Победы, по телевизору шел фильм о войне. Я впервые увидел, как у деда по щеке катится слеза. Он посмотрел на меня и с хрипотцой в голосе поделился воспоминаниями: вот они подходят к Праге, а навстречу бегут чехи, радуются, кричат. Достали его из «Катюши» и давай подбрасывать к небу. Но домой его сразу не отпустили – отправили в Австрию в качестве коменданта. Пришел только в 1947-м, все эти годы его ждала невеста – моя бабушка.

После войны Николай Васильевич вернулся в родную деревню Ведерницы и стал председателем колхоза. Угодья были огромными, но хозяйство находилось в ужасном упадке – немцы не дошли до Твери буквально километров 30, оставив после себя полную разруху.

— Дед поднял все с нуля. При нем колхоз получил название «Гигант», повсюду колосились рожь, пшеница, лен. Председателя уважали все, знали: пообещает – обязательно выполнит, поможет. В соседних деревнях принимали с радостью.

Все каникулы внук проводил в деревне, бегал в буденовке и с игрушечным пистолетом.

— Я был старший, любимец бабушки и деда. Помню, как он будил меня в 4 часа утра, и мы шли в поле косить еще покрытую росой траву. А после объезжали с ним весь колхоз.

До сих пор каждый год приезжаю в деревню на могилку к деду, и все, кто знал его, добрым словом вспоминают, а мне говорят: «Внучок приехал!».

Деда не стало в 1986 году, умер почти сразу после смерти бабушки. Пожил бы, может, и дольше, да не выдержало сердце разлуки с любимой.фото2цвет

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме