новости 19 мая 2017 18:17

Незабытые имена рыбинских журналистов газеты времени Ренессанса

Столетний юбилей нашей родной главной городской газеты – достойный повод вспомнить тех, кто «с лейкой и блокнотом» без всякой внешней рисовки честно выполнял свой профессиональный долг.

Валерий Тихомиров берет интервью у легендарных звезд мирового хоккея А. Мальцева, В. Викулова, В. Зингера. Снимок сделан ветераном рыбинской фотожурналистики Виктором Разумовым.

Валерий Тихомиров берет интервью у легендарных звезд мирового хоккея А. Мальцева, В. Викулова, В. Зингера. Снимок сделан ветераном рыбинской фотожурналистики Виктором Разумовым.

Часто вспоминаю я редакторов газеты, которые, как опытные и мудрые капитаны, обходя идеологические и экономические айсберги и рифы, вели свой творческий корабль к признанию главного, честного и взыскательного судьи – читателя.

Чаще и ближе всего мне пришлось сотрудничать с Борисом Алексеевичем Орловым – одним из авторитетных журналистов, бывшим редактором газеты. Скромный и совестливый, он часто искренне, как заклинание, повторял: «Какие мы все-таки журналисты? Мы – газетчики… Рядовые печати! Журналист, к примеру, это Гиляровский! Дедушка Гиляй! Одна книга «Москва и москвичи» чего стоит!»

А между тем, за плечами Бориса Алексеевича – большая творческая жизнь. Фронтовик, редактор дивизионной газеты, возглавлял многие годы нашу городскую газету. А в преклонном возрасте ушел на пенсию с непростого участка работы – заместителя управляющего строительным трестом № 16. Почти полгорода построила эта организация!

В тридцатые же годы прошлого века Орлов – боевой секретарь горкома комсомола Рыбинска. Под его началом работал в то время Юрий Андропов, комсомольский вожак слипской судоверфи. Какие дела вершили, поднимали молодежь на индустриализацию города, на налаживание нормальной жизни!

Уже в начале 80-х годов прошлого века у Бориса Алексеевича случилась личная беда: он стал стремительно слепнуть на оба глаза из-за коварной болезни – глаукомы. В отчаянии от бессилия местных медиков он написал письмо Ю.В. Андропову. «Буквально через неделю, — рассказал мне сам Борис Алексеевич,- нарочный в форме полковника доставил ему правительственное письмо, в котором, кроме теплых воспоминаний о совместной работе, содержалось предложение пройти курс лечения в военном госпитале в Москве».

Так ветерану журналистики военные врачи вернули зрение, и он еще многие годы оставался творчески активен. А талант его был уникален. Поясню: Борис Алексеевич, как говорили ветераны-газетчики, мог работать прямо «с колес». Такими качествами обладали в отечественной журналистике немногие: известный публицист Михаил Кольцов, журналист и писатель Константин Симонов. Суть дарования – свои материалы они не писали на бумаге ручкой, а просто с ходу диктовали машинистке или на диктофон. Этот необычный метод особенно выручал в редакциях ежедневных газет, где всегда, как воздух, нужны в быстром ритме оперативные материалы. Творческий конвейер не мог ждать!

В многотиражной газете рыбинских моторостроителей в летний период, во время отпусков штатных сотрудников на помощь всегда приходил патриарх рыбинской журналистики. Набросав в своем блокнотике тезисы и план будущей корреспонденции, Борис Алексеевич садился около опытной машинистки Веры Васильевны Столяровой и твердым левитановским голосом надиктовывал текст. Какие острые, совершенные по содержанию и форме выходили в свет его публикации!

В 60-е, 70-е, 80-е годы прошлого века широкий размах получили инициативы рыбинских моторостроителей, рожденные талантом П.Ф. Дерунова, о внедрении научной организации труда и комплексном техническом перевооружении. От этого прогрессивного начинания не осталась в стороне и главная газета города. У руля издания был тогда В.Н. Коржавин. Он с энтузиазмом взялся за новое дело – переоснащение редакции. У сотрудников появились диктофоны – в то время еще редкость; были организованы по стандартам рабочие места корреспондентов с индивидуальными телефонами, имеющими записывающие устройства.

Но самое главное – впервые первостепенное внимание уделили дизайну газеты, ее «читабельности», повышению информативности. В практику вошло понятие «тематическое сетевое планирование номера»: газета выходила пять раз в неделю, предполагался жесткий макет, исходивший из главной идеи. Ответственный секретарь – опытный газетчик Юрий Васильевич Малов не уставал повторять: «Краткость – сестра таланта!». И ставил ежедневную задачу – сдавать рукопись объемом не более 200 газетных строк (2 листа на пишущей машинке с небольшим «хвостиком») и побольше ярких коротких информаций.

И газетные полосы преобразились. Издание приобрело новый привлекательный облик. И сразу большое признание в масштабах огромной страны – СССР. Экземпляры газеты демонстрировались на главной выставке – ВДНХ, она по итогам удостоена диплома II степени, редактор В.Н. Коржавин награжден серебряной медалью ВДНХ, а сотрудники Ю.В. Малов, Н.Н. Сперанский, Е.С. Куприянов – бронзовыми медалями ВДНХ.

Неменьший, а может, и больший вклад в развитие газеты, в ее перспективы внес редактор Владимир Геннадьевич Шатов. У него гармонично сочетались хорошие организаторские и творческие способности. Он многое сделал для развития материально-технической базы редакции. Ей был передан весь второй этаж здания в центре города, откуда были выселены жильцы. В результате появился просторный конференц-зал для проведения пресс-конференций и других массовых мероприятий, у редактора, его заместителя и заведующих отделами – персональные кабинеты.

Но самое главное – Владимир Геннадьевич, вдумчиво привлекая кадры, на многие годы вперед усилил и обеспечил творческий потенциал редакции. В первую очередь на качественно новый аналитический уровень поднял промышленно-экономическое направление, что для индустриального Рыбинска имело огромное значение.

Два выпускника факультета журналистики Свердловского университета составили опору промышленно-экономического отдела редакции. Оба уже имели солидный журналистский опыт. Александр Александрович Рубцов от корреспондента вырос до заместителя главного редактора в газете уральского города Ревда. Валентин Афанасьевич Муравьев возглавлял промышленный отдел в одной из газет Кузбасса. В Рыбинске оба активно включились в творческую работу: многие годы освещали проблемы бурного развития индустрии, технического перевооружения предприятий, строительства, социального развития коллективов. С ними в этом же отделе плодотворно работал рыбинец, журналист-практик Олег Николаевич Крутулевский, который пришел в редакцию непосредственно с производства одного из рыбинских заводов.

Вопросы общественно-политической жизни вел опытный журналист Николай Николаевич Сперанский, впоследствии ставший заместителем редактора газеты.

Все эти десятилетия были годами подлинного профессионального подъема и творческого расцвета городского издания, во что вложили свой вклад и другие неординарные сотрудники. И дело не только в том, что тираж доходил до 50 тысяч экземпляров. Главное, что основное количество номеров по подписке доставлялись почтальонами непосредственно на дом. А огромная армия подписчиков делала газету изданием для семейного чтения, что еще больше расширяло читательскую аудиторию. Газета хорошую фору давала единственному в то время областному изданию «Северный рабочий», у которого при общем тираже 200 тысяч экземпляров в Рыбинске было всего около 500 подписчиков. Удивительное и закономерное явление!

Самобытно, ярко, вдохновенно на темы культуры писал Виталий Пархоменко. Он в истории газеты – один из лучших заведующих отделом культуры. Особенно удавались ему рецензии, а также очерки об артистах местного драмтеатра, который тоже переживал в те годы расцвет. Виталий закончил искусствоведческий факультет Ленинградского института театра, музыки и кино, позднее защитил кандидатскую диссертацию и перешел на преподавательскую работу. Яркой кометой промелькнул на полосах газеты незаурядный журналист Виталий Вторый, который потом стал собкором «Северного рабочего», а дальше перешел в региональную газету «Вольное слово».

А разве можно забыть творчество рыбинца Василия Бочарникова! Какой у него был слог, какой литературный стиль, какие тонкие наблюдения!.. Уехав и поселившись на склоне лет в глухой деревушке Нелидово в Костромской области, он регулярно публиковал удивительные зарисовки в центральной прессе. Они сродни произведениям великого Михаила Пришвина.

Городская газета держала тесный деловой контакт с заводскими многотиражками Рыбинска. В них работали зрелые журналисты, они не только компетентно, с глубоким знанием обстановки на предприятиях помогали готовить публикации, но и сами выступали с острыми злободневными корреспонденциями.

Пожалуй, самой колоритной личностью представляется Иван Тихонович Белакин, редактор газеты «Кабельщик». Тоже фронтовик, в молодости лихой донской казак. Форсируя с войсками Дон, попал под яростный артобстрел фашистов, с прострелянной одной рукой, второй крепко ухватившись за хвост коня, с большим трудом переправился на другой берег реки. Позднее, во фронтовом госпитале, руку пришлось ампутировать… В мирные годы крепко прикипел к рыбинской журналистике. Так вот и печатал он на пишущей машинке «Москва» одной рукой свои статьи. Выпускал на кабельном заводе одну из лучших многотиражек. Первым в городе он написал книгу по истории создания и развития кабельного завода «На крутогорье», которая вышла в «Верхне-Волжском книжном издательстве» в Ярославле.

Иван Тихонович воспитал плеяду журналистов: Александра Цветкова, хорошо известного в областной журналистике; Нину Панакушину; Елену Стогову, которая многие годы работала в городской рыбинской газете; Валерия Сусанина, редактора «Кабельщика».

Мне посчастливилось поработать с И.Т. Белакиным, после моих публикаций в «Кабельщике» он дал мне официальную творческую характеристику (такая тогда в обязательном порядке требовалась) для поступления на факультет журналистики Ленинградского университета.

Четверть века проработал я в разных газетах, по инициативе легендарного директора Павла Федоровича Дерунова первым возглавил пресс-службу производственного объединения моторостроения, более тысячи публикаций об опыте рыбинских моторостроителей подготовил для центральных, областных и местных изданий. Особенно тесно сотрудничал с нашей главной городской газетой. Вот и об этой встрече (что на фото – прим. ред.) с хоккеистами, легендами спорта, неоднократными чемпионами мира А. Мальцевым, В. Викуловым и В. Зингером, которые рыбинским мальчишкам во Дворце спорта «Полет» давали мастер-класс, подробно рассказал я в статье, сопровождаемой снимком ветерана фотожурналистики Виктора Разумова.

А сколько на моей памяти творческих рыбинцев, плодотворно сотрудничавших с городской газетой! Многие годы на ее страницах выступали Надежда Бородулина и Елена Порозова. Два штатных фотокора Валентин Назаров и Валентин Егоров в общей сложности двадцать лет фотоиллюстрировали газету. Снимки были выразительные, оперативные, создавали привлекательный дизайн издания.

Любопытные репортерские изыски в свое время продемонстрировал Павел Филиппович Волчков.

А на волне подъема демократического движения все чаще появлялись в газете выступления Валерия Игоревича Лебедева и Бориса Нехемьевича Крейна. Последний довольно интересно рассказывал о деятельности популярного киноклуба «Современник».

Не в стороне от повышения творческого уровня газеты оставались и другие журналисты из тех же многотиражек. На заводе полиграфических машин попеременно редактировали газету «Металлист» Валерий Калинин и Владимир Лазарев, которые тоже были авторами рыбинской газеты. Оба печатали не только корреспонденции, но и стихи. Валерий Калинин выпустил в Ярославском издательстве книгу «Полет», на которую в рыбинской газете рецензией откликнулся известный поэт Николай Якушев. А Володя Лазарев запомнился хорошо изданной книгой для детей «Букварь», в которой на каждую букву алфавита был добрый, душевный стих. У детишек и их родителей она пользовалась популярностью.

Среди многочисленных авторов особо надо выделить Александра Алексеевича Афанасьева. Талантливый педагог профтехучилища, высокообразованный человек, он более тридцати лет печатал статьи на темы нравственного воспитания, культуры, о поэтах Серебряного века. При этом инвалид по зрению, почти слепой, он не потерял свою творческую индивидуальность и активность до конца дней.

…Разные стили и непохожие творческие почерки, трудные и хитросплетенные, противоречивые судьбы – таковыми предстанут перед историками-исследователями журналисты и авторы ключевой газеты Рыбинска, которая в разные годы носила разные названия. Но всегда благодаря бесценному труду этих людей создавала пеструю летопись нашего родного любимого города Рыбинска… Надеюсь, эстафета продолжится, творческий уровень «Рыбинских известий» сохранится… Вы сомневаетесь?

Валерий Тихомиров, ветеран журналистики.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме