Пожалуй, всем нам не раз приходилось сталкиваться с фальсифицированными товарами, некачественными работами или услугами. Но во всех ли случаях нам удалось отстоять свои права? К сожалению, нет. И в этом вы не одиноки. Проблема достигла такого масштаба, что об эффективности защиты прав потребителей всерьез заговорили на государственном уровне.
Вопросы защиты прав потребителей обсуждали на президиуме Государственного Совета под председательством президента Российской Федерации в Великом Новгороде. Проблему поднимали и в Москве, на заседании рабочей группы, созданной при Комитете по экономической политике Совета Федерации. В состав рабочей группы вошел представитель от Ярославской области – Николай Брядовой, член Общественной палаты Рыбинска. В интервью «РИ» он рассказал, почему нынешнее законодательство не способно защитить нас от недобросовестных производителей, и что необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию.
— Николай Алексеевич, расскажите, кто вошел в рабочую группу, и для чего создан этот орган?
— Совет Федерации – первый государственный орган такого уровня, который обратил серьезное внимание на проблемы эффективности защиты прав потребителей еще в прошлом году, задолго до обсуждения вопроса на президиуме Госсовета. Рабочая группа формировалась по принципу равного представительства сенаторов, депутатов Государственной Думы, надзорных органов, научных учреждений, бизнеса и общественных движений потребителей. По предложению Объединения потребителей России в качестве члена Совета его регионального отделения в Ярославской области в состав группы включили и меня.
Цель нашей работы в составе рабочей группы – выработать предложения для законодательных инициатив по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав потребителей.
— Почему это необходимо, на ваш взгляд?
— Современная система защиты прав потребителей стала формироваться с 1992 года, когда был принят соответствующий закон. За 25 лет законодательство настолько изменилось, что сейчас оно в этой сфере откровенно нацелено скорее на защиту интересов бизнеса, чем потребителей.
Судите сами – в 2003 году утратили силу Законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг», которые являлись базовыми в области разработки и соблюдения обязательных требований к продукции, работам и услугам, затем из Уголовного кодекса РФ исключили статью 200 «Обман потребителей», через 5 лет приняли Закон N 294-ФЗ о защите бизнеса при проверках. В 2010 году перешли от обязательной сертификации к декларированию качества и безопасности продуктов питания. Точку поставили в 2013 году, приняв ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», тогда как подобного закона об уполномоченных по защите прав потребителей не появилось до настоящего времени. В результате государственные требования к качественному составу продуктов снизились, а риски административной ответственности, сведенные к минимуму действующей процедурой проверок, стали несопоставимы с выгодой от нарушений.
Подобные изменения законодательства под девизом «перестать кошмарить бизнес» и привели к тому массовому падению качества товаров и услуг, которое мы наблюдаем сейчас.
— Действительно ли эти нарушения так распространены?
— По данным Роспотребнадзора, в 2016 году из проверенных 56 тысяч предприятий, которые производят и продают продукты питания, 66% производителей нарушали санитарные условия производства и хранения продуктов. С реализации было снято 73 тысячи партий пищевых продуктов – более трех тысяч тонн. И это только верхушка айсберга нарушений, поскольку законом полномочия надзорных органов по проведению каких-либо проверок бизнеса серьезно ограничены.
— Но ведь мы можем обратиться в тот же Роспотребнадзор с жалобой на качество товара, и они проведут проверку?
— Официальные данные Роспотребнадзора говорят о другом: ежегодно к ним поступает свыше 300 тысяч жалоб, почти половина из которых связана с вопросами в сфере розничной торговли. Но только 12% из обращений становятся поводом для проверок, тогда как более чем в 70% случаев Роспотребнадзор ограничивается разъяснением действующего законодательства.
— Что делать в такой ситуации?
— В первую очередь нужно изменить законодательство так, чтобы производство или продажа некачественных продуктов стали невыгодны бизнесу. Сейчас средний размер штрафа Роспотребнадзора для недобросовестных предпринимателей составляет около 7 тысяч рублей, а нужно, чтобы он был сопоставим с размером товарно-денежного оборота компании, скажем, за месяц. Только тогда наладится внутренний контроль у производителей и продавцов товаров. Нужно вернуть полномочия государственным и муниципальным надзорным (контрольным) органам и отменить распространение Закона № 294-ФЗ на сферу защиты прав потребителей. Именно такое предложение я и внес на заседании рабочей группы.
— Какие еще предложения обсуждались на заседании рабочей группы?
— Председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству д.м.н. Гузель Улумбекова внесла предложение об обязательности государственных докладов о качестве и безопасности медицинской помощи в России. Действительно, жалоб в этой сфере очень много, а обобщенной информации нет. Возникает вопрос – отсутствие ежегодных государственных докладов является простым упущением, или нам боятся раскрыть реальное положение дел?
Верные вещи высказал первый заместитель директора «АШАН Ритейл» Антон Толмазов. По его словам, сейчас основной груз ответственности за некачественные продукты питания лежит на продавце, но у него порой нет реальной возможности проверить весь объем поступающих на продажу товаров. В такой ситуации риски штрафных санкций закладываются в цену, но правильнее – наладить нормальный контроль на стадии производства, это позволит сетям снизить свои издержки, а за ними – и цену продуктов на прилавке.
Много замечаний касались несовершенства правовой техники, пробелов в законодательстве. Выступающих было много, все предложения будут обобщены и переданы руководителю рабочей группы, первому заместителю председателя Комитета по экономической политике Совета Федерации Алексею Майорову. Далее планируются заседания в виде тематических обсуждений по сферам интересов потребителей. В итоге должны быть сформулированы конкретные законопроекты для создания надежного механизма защиты людей от некачественных товаров, работ и услуг, чего сейчас не существует.