Издательство «Медиарост» вновь предлагает вниманию читателей книжные новинки. Недавно здесь начали новую документальную серию «Эхо эпохи: дневники и мемуары», которая с успехом была представлена на Всероссийском книжном фестивале «Красная площадь» в начале июня. О тенденциях и перспективах в издательском деле, исторических хрониках, оживших в новых книгах – в нашем интервью с директором арт-холдинга «Медиарост» Виталием Горошниковым.
— Виталий Владимирович, вы уже не в первый раз участвуете в масштабном книжном фестивале «Красная площадь», который проходит в самом сердце Москвы. Поделитесь вашими впечатлениями. Каковы, на ваш взгляд, перспективы издательского дела в стране?
— Несмотря на сложные времена, издательское дело продолжает развиваться. Главный залог успеха этого непростого бизнеса – выпуск хороших книг. Современные издатели стремятся поделиться своим опытом и перенять лучшие наработки коллег. К примеру, мы постоянно участвуем в различных издательских форумах, выставках, съездах, круглых столах, проходящих в России и за рубежом. Только за последний год довелось побывать в Москве, Минске, Санкт-Петербурге, Иваново, Махачкале, Калининграде, Рязани, Туле, даже в Туркмении. Без общения с коллегами, консультаций с экспертами, живого диалога с читателями развиваться очень сложно. Поэтому значение фестиваля «Красная площадь», в котором мы участвуем уже третий год подряд, трудно переоценить. В этом году там прошло более двух десятков интересных встреч с экспертами, в ходе которых обсуждались самые актуальные тенденции издательского дела. Главная мысль, которую я поддерживаю – сейчас необходимо издавать только качественную литературу. Только на такие книги люди готовы тратить деньги. Все остальное, в том числе «бульварное чтиво», при желании можно найти в других источниках, например, в интернете.
— Какие книги вы представили на фестивале?
— Так как наше издательство активно развивает тему детского краеведения, на фестивале мы представили серию «Библиотека рыбинской семьи», включающую детские стихи, познавательные книги, раскраски. Каждое из семи изданий посвящено определенному кругу тем: истории, культуре, достопримечательностям, известным людям Рыбинска. Презентация прошла при участии лауреата президентской премии в области литературы и искусства поэта Анастасии Орловой.
Ранее приятным событием стала высокая оценка экспертами книги «Рыбинск. Истории для детей» – она стала дипломантом авторитетного профессионального конкурса «Лучшие книги России-2016», в котором участвовало 148 издательств из 60 городов России и ближнего зарубежья. В этом издании самая важная и точная информация о Рыбинске представлена в форме занимательных рассказов, иллюстрированных акварельными работами Павла Арефьева.
Еще одним дебютом стало представление книг новой книжной серии «Эхо эпохи: дневники и мемуары»: «Записок доктора 1926-1929» Константина Ливанова и «Истории моей жизни» Ивана Юрова.
Дневниковые записи рыбинского врача Константина Ливанова – уникальный документ эпохи, напоминающий «Окаянные дни» Ивана Бунина и «Несвоевременные мысли» Максима Горького. Около двадцати лет назад отрывки из этой рукописи были опубликованы Юрием Кублановским в журнале «Новый мир», получили высокую оценку Александра Солженицына. Тогда зародилась идея издать ее полной книгой, что мы спустя много лет и сделали. На мой взгляд, книга отвечает на вопрос: чем была революция для жителя обычного провинциального города, такого как наш. Фактически она стала синонимом социальной, культурной, экономической и человеческой деградации. Свидетель эпохи честно рисует картины ужасающей бедности, падения нравов, которые были своеобразной нормой жизни. Но при всей трагичности описываемых событий автор сопереживает окружающим, не мо-жет не размышлять о происходящем вокруг. Я искренне рад, что нам удалось издать этот бесценный документ. Большую помощь в этом оказала правнучка доктора Ливанова – Светлана Всеволодовна Вейде.
Не менее интересна и парадоксальна история вологодского крестьянина Ивана Юрова. В своей автобиографии-исповеди он рассказывает сыну о себе, сложном времени, пережитом им в период с 1887 по 1935 годы. Глубоко верующий человек становится атеистом, рьяно поддерживает большевиков, занимается строительством первой коммуны, неоднократно страдает за свои убеждения: сидит в царской тюрьме, затем попадает туда же по воле советской власти. Примечательно, что все его жизненные заблуждения – это заблуждения многих, его поражения – поражения многих. Он пытается понять, почему же все так происходит. Наверное, на таких примерах лучше всего видно, к чему приводят социально-политические эксперименты.
— Великие события глазами маленького человека – это и есть концепция нового проекта «Эхо эпохи: дневники и мемуары»?
— Да, мы планируем и дальше искать рукописи, воспоминания пусть и не знаменитых, но по-своему незаурядных людей, иллюстрирующие повседневную жизнь нашей страны в переломные исторические моменты. Честно говоря, таких рукописей немало, но каждая из них ждет своего часа. Наша задача – открыть нечто новое, неизвестное для широкой аудитории и имеющее историческую ценность.
Зачастую именно нон-фикшн, документальная литература читателю интереснее, чем художественная. Тенденции издательского рынка это подтверждают. Реальная жизнь насыщена такими перипетиями, откровениями и порой так обескураживающее заканчивается, что никакой роман с ней не сравнится. Плюс ко всему, каждый читатель имеет возможность увидеть, что происходило на улицах родного города много десятилетий назад.
— Следует ожидать, что новый проект будет включать несколько томов?
— Загадывать наперед сложно. Хотя, действительно, мы привыкли выпускать серию изданий в рамках одного проекта. Это своего рода издательская стратегия, ведь если первые книги серии хорошо себя зарекомендуют, то впоследствии будут способствовать продвижению последующих изданий. При этом нам важно каждый раз оправдывать читательские ожидания, делать хорошие, интересные книги для думающих и в хорошем смысле любопытных людей.
— И как, много сейчас таких неравнодушных к качественной литературе читателей?
— Распространенное мнение о том, что сейчас читают мало, сильное преувеличение. На мой взгляд, количество внимательных, вдумчивых читателей во все времена остается примерно одним и тем же. Для этих людей не существует моды на те или иные книги, они просто отдают предпочтение качественной литературе. Моя задача как издателя – им ее предоставить.