Не раз «РИ» писали о ветеране-орденоносце Иване Пудовикове. В прошлом году кавалер орденов Красной звезды и Великой Отечественной войны отпраздновал свое столетие. 13 июня, всего десять дней не дожив до дня рождения, Иван Александрович скончался.
Иван Пудовиков прожил большую, насыщенную событиями жизнь в быстро меняющейся стране. Родился за год до революции, был свидетелем коллективизации на селе. С первого до последнего дня в составе авиационного истребительного полка воевал на фронтах Великой Отечественной войны.
— Отец очень любил праздник
9 Мая и охотно рассказывал о военной службе. Особенно в его память врезались первые дни сорок первого, – говорит сын ветерана Владимир Пудовиков. – В июне он, 25-летний механик авиационного вооружения, уже готовился к увольнению из рядов армии, но началась война. Страшная новость застала его на аэродроме под Брестом. Их формирование получило приказ отступать в Пинск, чтобы не попасть в окружение и сохранить боеспособных авиаторов – на границе большинство самолетов разбомбили.
Вспоминал Иван Александрович, как из грузовиков выбрасывали коробки с шоколадными плитками, чтобы погрузить туда как можно больше человек, спасти от наступающего врага. Врезалось в память, как поймали и расстреляли в лесу диверсантов. Позже рыбинец участвовал в обороне Москвы, Волхова, Великих Лук, в освобождении Риги. Закончился его военный путь на прибалтийской земле – Иван Александрович участвовал в разгроме курляндской группировки противника. Однажды Пудовикова так сильно контузило, что товарищи приняли его за мертвого и уже чуть ли не взялись закапывать. Но доктор остановил их, найдя признаки жизни у молодого человека. Этот день Иван Александрович считал вторым своим днем рождения.
— 9 Мая для отца оставалось святой датой, – говорит сын. – До последнего он ходил на парад, считал за честь именно пройти в рядах ветеранов, а не просто посидеть на почетном месте на митинге. Этой весной было очень холодно, мы не решились ехать на парад. Я отвез отца к «Виконде», взглянуть на его большой портрет, размещенный там на баннере. Он остался доволен.
Много значили для Ивана Александровича и годы работы на моторостроительном заводе: ему рыбинец посвятил почти полвека. Сын Владимир вспоминает слова коллег отца: «У начальника планово-диспетчерского бюро Пудовикова не голова, а вычислительная машина». Его великолепная память хранила все необходимые в производстве детали. Не раз Ивана Александровича отмечали благодарностями и грамотами, в том числе за активную жизненную позицию: он был парторгом цеха, вел агитационную работу во время предвыборных кампаний.
И до последних дней своих Иван Александрович не терял оптимизма, в свои сто лет оставался бодрым и активным, сам ходил по магазинам и готовил, ничем не болел. Зимой ему заменили хрусталик – он хотел иметь стопроцентное зрение. Весной его навестили правнуки – поздравили ветерана с главным праздником его жизни. И вот, за десять дней до дня рождения Ивана Александровича не стало.
— Отец был большим жизнелюбом, благодаря оптимистичному характеру быстро восстанавливался после ударов судьбы. Он воспитал нас с сестрой самостоятельными, ответственными людьми. Мы благодарны ему за все, – говорит сын Владимир.
Вечная память, Иван Александрович!