Темы 31 августа 2017 17:56

В классе новенький… учитель

1 сентября на линейках волнуются не только первоклашки. С особым трепетом переступают школьный порог педагоги-новобранцы, вчерашние студенты, выбравшие делом жизни сеять разумное, доброе, вечное. Рыбинские школы ежегодно пополняются полусотней молодых учителей.

Мы пообщались с ними и узнали о том, как они пришли в профессию, об их видении современной школы и каково это – первый раз войти в класс.

Максим Ефимов,  24 года, учитель русского языка и литературы, гимназия 18: 

Максим Ефимов

— В свои 24 года я почти привык к обращению ко мне по имени и отчеству. Однако среди учителей я до сих пор иногда чувствую себя школьником. Связано это с тем, что мне посчастливилось работать в школе, в которой я учился, – в гимназии № 18 имени В.Г. Соколова. Пока только год я преподаю в ней русский язык и литературу. За возможность работать в школе я благодарен ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, всему преподавательскому составу, который шел навстречу при возникновении не только учебных, но и личных проблем.

Не скажу, что я выбирал среди множества профессий. Еще в школе я (хоть и смутно) осознавал, что педагогика – это мое. Помню, в классе десятом был день самоуправления, и я вызвался вести уроки русского языка и литературы у среднего звена. Видимо, я тогда настолько вошел в роль учителя, что дети потом еще долго здоровались со мной в коридоре и обращались на «вы». В это же время я понял, что моя будущая профессия обязательно будет связана с литературой: ничего больше меня не увлекало с такой силой.

Конечно, я знал, куда иду работать, предполагал, какие риски могут возникнуть в процессе работы, настроился на самую низкую зарплату. А. С. Пушкин советовал своему брату думать о людях «все самое плохое, что только можно вообразить». Вот и я так же заранее подготовил себя к худшему. К счастью, почти ничего из этого не сбылось. Так что между мечтой и реальностью в моем случае можно поставить знак равенства.

Я привык постоянно учиться и не рассматриваю работу как конечную точку образования. В школе, как это ни банально прозвучит, мы все учимся – это самое подходящее место для учебы. Выше я уже говорил, что перед учителями иногда чувствую себя школьником. Я действительно до сих пор у них учусь. Только теперь к ним добавились еще и дети – причем учителя из них просто замечательные.

Рэй Брэдбери считается одним из столпов научной фантастики, хотя всю жизнь он сторонился техники. Я ратую за новые технологии, новые формы уроков, вырастающие из нашей современности, новейшие приемы обучения – школа должна идти в ногу со временем. Но меня немного пугает тот факт, что между учителем и учеником постепенно вырастает жидкокристаллическая стена, через которую очень сложно пробиться. Я часто наблюдаю за детьми во время перемены: у них и так большая часть жизни отведена на виртуальную реальность, а мы еще более усугубляем проблему, делая из школы сайт, пусть даже многофункциональный.

Моя главная задача – создать для детей наиболее комфортную среду для учебы, а уже потом – передать им знания в той форме, в какой они их максимально усвоят. Как литератор я стремлюсь раскрыть в детях творческое начало, приучить их не только читать, но и разбираться в себе на основе прочитанного. Я знаю, что многие пятиклашки после моих уроков завели дневники, в которых, пусть пока неумело, пишут о себе для себя. Дальше – больше. Невероятная радость от общения с детьми, возможность заниматься любимым предметом, приятное ощущение усталости после работы – вот за это я люблю свою профессию.

Анастасия Пантелеева, 23 года, учитель начальных классов, СОШ № 26:

Анастасия Пантелеева

— Я закончила Рыбинский педколледж, сейчас в ЯГПУ заочно получаю высшее образование. Уже четвертый год работаю учителем начальных классов.

Я успела попробовать себя в роли педагога, будучи еще школьницей – в день самоуправления, и всего несколько часов, но мне запомнился этот опыт, понравилось учить малышей, пусть «не по-настоящему». Пожалуй, это повлияло на мое решение о выборе профессии. Кроме того, перед глазами был положительный пример из детства: мне была очень дорога учительница начальных классов Лидия Николаевна Кузьмичева. Помню, какая она была спокойная, как доходчиво все объясняла. С ней можно было поговорить обо всем, не только об учебе. С девочками мы собирались вокруг нее на переменах, обнимали ее, мечтали быть на нее похожей.

И вот этот день настал – я «вторая мама» почти для трех десятков малышей. Поначалу я больше всего боялась, что не смогу стать для них авторитетом. И правда – чем больше я хотела быть «милой», не замечала их шалостей, не пресекала разговоры и баловство, тем хуже становилась ситуация. Так на опыте я поняла, что ставить рамки дозволенного – важнее всего, без этого не получится организовать нормальный учебный процесс. Друзьями мы с ними становимся на переменах – играем в ручеек, в дракончиков (дети сами придумали игру). Считаю, что в начальной школе на переменах малыши обязательно должны двигаться, даже посреди урока у нас физкультминутки.

Кроме того, я очень переживала, как меня воспримут родители, как они отнесутся к тому, что я – двадцатилетний новичок. Но мои страхи развеялись, оказалось, родители сами тянутся к педагогу, поверяют свои переживания и надежды. Было неожиданно, что чаще они подходят поговорить о самочувствии и здоровье ребенка, чем об учебе. Наверное, это специфика начальных классов, мамы и папы волнуются, как дети адаптируются к новым условиям. Неожиданным стало и то, насколько ученики разные. Есть такие темпераментные дети – что не по ним, сразу в крик, дневник на стол учителю не ложится, а летит. Беседую с детьми, с родителями, внушаю, что так люди не общаются. Помогает.

В школе, где я училась, не было интерактивных досок, проекторов и прочего современного оборудования. Преподавать с ними очень удобно, конечно. К примеру, чтобы показать портрет писателя или правильный образец выполнения задания, мне не нужно ходить по рядам, терять время – помогает камера и проектор. Но есть кое-что, чего мне и моим детям не хватает – качественных уроков музыки. Сейчас они ограничиваются моим рассказом о композиторах, исполнителях, произведениях и прослушиванием записей. Было бы здорово, если бы дети сами могли подержать в руках инструменты, попробовали извлечь из них звуки – те же русские народные ложки, трещотки. Представляю, какой это бы вызвало восторг! А там и до создания оркестра недалеко. Но тут еще и музработник понадобится, конечно.

Больше всего я хочу, чтоб мои дети крепко знали тот минимум, который я даю им, чтобы у них не возникло проблем в средней школе – не было бы провалов с таблицей умножения, например. Они очень умные дети, и я хочу, чтобы тот кирпичик, который мы сейчас закладываем в фундамент образования, был надежен, не треснул, не подвел. Кроме того, я хочу, чтобы ребята уважали друг друга, не обижали тех, кто отличается от них. Мы много работаем над созданием коллективного духа, например, они часто выполняют на уроках задачи, объединившись в группы. Учу их проигрывать с достоинством, не переживать, не терять лицо.

Для меня самая большая награда за мою работу – это тепло, с которым дети ко мне относятся. По рассказам родителей, они с удовольствием играют дома в школу. По праздникам, да и просто так, ученики дарят мне подарочки, рисуют открытки, на переменах беседуют со мной о своих важных делах, проблемах и радостях. Я рада, что они у меня есть.

 Екатерина Голеухина, 28 лет, учитель физкультуры СОШ № 5: 

Екатерина Голеухина

— Я получила специальность учителя физической культуры в Рыбинском педагогическом колледже, затем продолжила обучение в рыбинском филиале ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Сразу после окончания вуза пришла работать в школу. На сегодняшний день мой стаж педагогической деятельности в СОШ № 5 – пять лет, четыре года по совместительству я работаю в спортивной школе № 8 тренером групп начальной подготовки по воднолыжному спорту.

Я выбрала профессию учителя физической культуры, потому что вся моя жизнь связана со спортом – у меня 2-й взрослый разряд по акробатике, являюсь кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике, призером российских соревнований и первенства Центрального федерального округа, многократным чемпионом области в беге на 800 и 1500 метров.

Еще будучи студенткой, я мечтала учить детей, формировать двигательные навыки и умения, растить чемпионов. В школу рвалась с большим нетерпением. Конечно, мои ожидания немного разошлись с реальностью. Сейчас дети другие, не такие, какими были мы, когда буквально смотрели своим учителям в рот, боялись им возразить. Современного ребенка надо заинтересовать. Авторитет зарабатывается через интересные уроки, качественное преподавание. Дети сегодня очень разные, как и их родители, но в большинстве своем они благодарны педагогу за его труд, это очень подпитывает нас. Как приятно понимать, что дети учатся у тебя, преодолевают себя, свои страхи, и у них все получается! Какое счастье для учителя видеть их радость и успех!

Свою миссию как педагога я вижу, в первую очередь, в воспитании достойного человека, стремящегося развиваться, самосовершенствоваться, учиться. Это возможно только через личный пример учителя. Современная школа нравится новыми технологиями, интересным инвентарем. Сейчас мы имеем возможность использовать на уроках видеопроектор, смотрим современные передачи про спорт и про то, как устроен наш организм. Интернет и масса познавательного видео сейчас находятся в прямом доступе. Единственное, что хотелось бы изменить в системе образования, так это структурировать бумажную работу. Если учебные программы государственные, то было бы правильно, если бы их писали для всех в министерстве образования, а мы на местах, в школах, будем их адаптировать под наши условия. Я считаю, что учитель должен учить, а не заниматься бумажной волокитой.

Накануне нового учебного года я вспоминаю свой первый день в школе. И до этого, на практике, уроков было много, но в статусе учителя как будто все по-другому. Я очень волновалась. Прокручивала урок в голове от начала до конца по несколько раз. А когда звонок прозвенел, то словно потеряла дар речи. Занятие провела хорошо, как нас учили, но все же чувствовалось некое стеснение. Потом с опытом оно ушло.

Своим молодым коллегам, которые 1 сентября перешагнут порог школы, желаю ничего не бояться и использовать свои знания по полной. Желаю им стать для учеников другом, но при этом иметь авторитет, уметь заинтересовать детей, каждый урок открывать для них что-то новое, быть жизнерадостными и понимающими.

 Дарья Орлова, , 25 лет, учитель английского языка, СОШ № 5:

Дарья Орлова

Дарья Орлова

— В 2007 году я поступила в Рыбинский педагогический колледж и обучалась по специальности «Иностранный язык». По окончании колледжа сразу пошла работать в школу, а параллельно заочно получала высшее образование в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Сейчас у меня за плечами 5 лет работы в школе.

Не могу сказать, что изначально профессия педагога была моей мечтой. Я выбрала специальность скорее из любви к английскому языку. Мне кажется, в 16 лет еще сложно понять, чем бы ты хотел заниматься в своей жизни, и сделать выбор уверенно и осознанно. И тогда я решила заняться тем, что мне по душе – изучать иностранный язык.

Уже в процессе обучения во мне проснулись интерес и любовь не только к английскому языку и культуре, но и к педагогике.

Придя в школу, я поняла, что мои ожидания расходятся с действительностью. Ведь работа учителя в школе предполагает не только знание своего предмета и любовь к детям, но и умение заполнять журналы, писать отчеты, разрабатывать рабочие программы, работать с документацией, а это отнимает немало сил. Хотелось бы больше времени уделять детям.

Свою главную задачу как учителя я вижу не только в обучении, но и в воспитании детей. Школа – это не только место, где учатся писать и читать. Здесь дети общаются друг с другом, познают окружающий мир, раскрывают себя, ищут решения различных жизненных ситуаций. Возможно, учителям с большим стажем сложнее найти общий язык с подрастающим поколением, поэтому задача молодых специалистов – это связь поколений.

Современная школа пестрит разнообразными образовательными технологиями, методиками обучения и программным обеспечением, и это не может не радовать педагогов. Но, к сожалению, в погоне за новыми образовательными стандартами меняется смысл педагогической деятельности. Если раньше учителей называли духовными наставниками, то сейчас педагоги – это «персонал по оказанию образовательной услуги». А ведь это формирует у детей и родителей совсем другое отношение к нам. Хотелось бы, чтобы на уровне государства уделялось больше внимания повышению статуса педагогической профессии в обществе.

Настоящий учитель сегодня, так же как и раньше, чувствует колоссальную ответственность за то, какими вырастут его ученики. Дети – это не только большое счастье, но и наше будущее. И чем больше света мы отдадим ребенку сегодня, тем теплей и ярче будет наш завтрашний день.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме