193-й сезон Рыбинский драматический театр начал почти что с «горько». Спектакль по пьесе классика русской драматургии Александра Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» стал масштабным по размаху действом с множеством режиссерских находок.
Блеф как стиль жизни, жульничество как философия бытия. Новый спектакль Петра Орлова пропитан этими понятиями насквозь. Только диву даешься, как мастерски карточный шулер, повеса и в то же время расчетливый делец Кречинский в исполнении Алексея Батракова умеет манипулировать людьми и выдавать желаемое за действительное. Задумав жениться на богатой девице, прибрать к рукам ее приданое, он идет напролом. Такие типы не перевелись и в наше время, поэтому актуальности пьеса, созданная в XIX веке, не теряет.
Спектакль похож на большую красочную мозаику, где гармонично «живут» объемные движущиеся декорации, готовые менять свое предназначение, и персонажи, отличающиеся пестротой характеров. В постановке занята почти вся труппа, в том числе такие мэтры, как Светлана Колотилова. В главных ролях также задействованы Николай Шишигин и Дарья Виноградова.
Премьерная постановка знакомит зрителей и с новыми артистами, пополнившими творческую группу театра в наступившем сезоне. Режиссер не побоялся отдать одну из главных ролей «новенькой» – актрисе Еве Даниловой-Мартыновой. Заметную, хоть и небольшую роль играет Евгения Речкина. Балетные партии «девушки из прошлого Кречинского» в ее исполнении придают спектаклю нотку лиричности.
Каждый из актеров демонстрирует особенный, присущий только ему стиль игры, свой почерк. Несмотря на это, все они, как в карточной колоде, на своих местах.
Режиссеру и актерам удалось мастерски соединить в одно целое реальность и фантастичность происходящего – и это неоспоримое достоинство постановки, воплощенной на сцене РДТ. В канву спектакля удачно вписаны интересные «фишки» – от танца карточных дам и королей до песни «Березовый сок», которую хором исполняет почти объегоренная проходимцем семейка. Иллюзорность, обманчивость происходящего достигают своего пика, когда талантливый манипулятор Кречинский, чтобы пустить пыль в глаза, говорит о высоком – читает со сцены бессмертное «Умом Россию не понять…». Тут уж от аплодисментов трудно удержаться, так и хочется воскликнуть: «Хоть и подлец, но как сказал!».
Искусная афера, высокие ставки, блестящая игра – казалось бы, Кречинский вот-вот поймает удачу за хвост. Но на то это и театр, чтобы в финале смешать все карты. «Не все решают деньги» – как прививка для жителей XXI века, заряженного духом авантюризма едва ли меньше, чем эпоха Сухово-Кобылина.