Вам было когда-нибудь стыдно перед своими детскими игрушками – старыми куклами, плюшевыми мишками с оторванными лапами? В детстве мы не представляли без них жизни, а потом позабыли, позабросили. Хорошо, если друзьям детства нашлось место в домах повзрослевших хозяев, но зачастую многие из них доживают свой век в чуланах и на чердаках, кому-то везет и того меньше – их безжалостно выбрасывают.
Жительница Рыбинска Ольга Елизарова подбирает таких бедолаг и дарит им вторую жизнь. В ее коллекции несколько сотен кукол – они «живут» у нее дома, а также радуют посетителей тематической выставки в Центре детского творчества в микрорайоне Волжский.
Все мы родом из детства. А игрушки – это маленькая ниточка, связывающая с тем временем, когда будущие взрослые открывали для себя мир. Именно куклы, которых дети кормят, одевают, укладывают спать, учили заботиться о тех, кто дорог. Ольга Елизарова, как все девчонки, любила играть с ними, наряжать, делать модные прически. Своей дочери она тоже постоянно покупала кукол. Когда девочка выросла, игрушки увезли на дачу. К сожалению, часть из них была украдена, других испортили мыши.
— Тех, что уцелели, я решила забрать домой и привести в порядок. Информацию, как «лечить» кукол, черпала в интернете, на различных сайтах, где обменивались опытом коллекционеры и реставраторы, — рассказывает Ольга.
Это занятие стало большим увлечением, которому Ольга посвящает много времени. Теперь в ее распоряжении целый арсенал «средств реабилитации» для кукол: надфили, полировки, паяльник и даже аптечная мазь от угрей.
— А как же! — с улыбкой замечает «кукольный доктор». — Порой приходится плавить и восстанавливать расколотые или погрызенные мышами пластмассовые руки, ноги, шлифовать их полировкой, пришивать волосы на головки. Порой очень непросто вывести с резиновых кукольных лиц рисунки шариковой ручкой. В этом случае очень выручает аптечный «Базирон». Использовать его мне посоветовали мои единомышленники с форумов коллекционеров кукол. Людей, которые увлечены реставрацией этих игрушек, немало, некоторым это занятие помогло пережить сложные, даже трагические жизненные ситуации, — рассказывает женщина.
В реставрацию своих подопечных она по-настоящему вкладывает душу, потому что жалеет каждую куклу, которая попадает в ее дом. Многих она собственноручно достала из мусорных контейнеров – просто не смогла пройти мимо. Историю злоключений одной из своих любимиц – куклы Капитолины Ольга даже описала в рассказе. В день первой встречи она, принарядившись, шла на встречу с подругой. Вдруг в мусорном контейнере увидела несколько выброшенных игрушек, в том числе и будущую Капу – китайскую механическую куклу без левой руки и с колтуном вместо волос. «Не мой формат» – подумала Ольга про нее и не взяла, мысленно попросив у куклы прощения. Но встречу с ней запомнила. Спустя время женщина увидела ту же самую игрушку посреди клумбы около соседнего дома, но снова отказалась от идеи забрать ее к себе. На тот момент одежонка на кукле пообтрепалась, но она продолжала улыбаться назло непогоде.
— «Мама, тебе передали куклу, — голос дочери звучал из телефонной трубки заговорщически, — а еще одна попросилась к тебе с клумбы». Предвкушая встречу с новыми обитателями моего куклодома, мозг мой рисовал весьма яркие картины, но мысль о кукле с клумбы портила весь «пейзаж». На дворе дождливое время осени, и я понимаю, что вид у куклы будет отнюдь не праздничный. Но вот пакет с новыми жильцами с улыбкой передан мне. Заглядываю и удивляюсь: вот она – моя старая знакомая. Грязная! Костюм почти истлел, вся в земле, но продолжает улыбаться, — описывает Ольга свою встречу с Капой.
Отмыть «брошенку» до конца ей так и не удалось, поэтому она взяла яркую палитру, нарисовала кукле румяные щеки, рот, глаза, красный нос, смастерила солнечно-рыжий парик и превратила ее… в веселого клоуна.
Другая кукла приехала в лифте (Ольга обнаружила одинокую ляльку в кабинке), третья «перекочевала» из деревенского дома, где у бедняжки от близкого соседства с печкой оплавились резиновые ножки. Одна за другой куклы идут к хозяйке, и отказать им в помощи она не может.
Ей самой игрушки помогают узнавать что-то новое, развиваться. За долгое время коллекционер изучила материалы, из которых в разные годы они изготавливались, узнала, что практически в каждой области огромной страны были свои фабрики по производству игрушек. Также она изучила тонкости создания моделей скульпторами, разрабатывавших внешний облик игрушек.
— Молд – от английского слова mold – «отливать», форма, при помощи которой отливаются фигуры и объемные композиции, те же лица кукол. Для скульптора он – словно авторская подпись, индивидуален и узнаваем, — вдается в технические особенности Ольга.
Мурзилка, Буратино с Мальвиной, негритенок и куклы в национальных костюмах народов СССР – каких только персонажей не встретишь в домашнем собрании жительницы Рыбинска. У каждого – свое выражение лица, свое настроение, свой характер. Ольга признается, что все они – целлулоидные пупсы середины прошлого века, паричковые куклы 60-х годов, современные двойники мультяшных персонажей – одинаково ей дороги.
— Я помню всех своих детских кукол, и почти всех мне удалось найти. Не именно тех, которые были у меня, но таких же. Сейчас мне уже многие дарят разных кукол, зная о моем увлечении, и я регулярно пополняю свою коллекцию. Преображая, наряжая их, я словно сохраняю детство, — говорит коллекционер. Она утверждает: игрушки, такие разные, такие близкие – это культурный пласт, частичка истории, которая не должна исчезнуть.