Наступающий год начнется с преобразований системы ЖКХ на всех уровнях. Большинство изменений коснется работы Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) и лицензионных требований к управляющим организациям. Более того, время от времени появляются слухи об их упразднении как лишнего звена в коммунальной цепочке. О том, что будет, если УК не станет, и почему управдомам все труднее выживать, рассуждаем с Ниной Чистяковой, директором ООО «УК «Финансовый попечитель».
С 4 по 6 декабря в Конгресс-центре правительства Москвы состоялась Всероссийская конференция-практикум «Государственная политика в жилищно-коммунальной сфере. Законодательные инициативы».
В числе 210 представителей жилищного рынка, съехавшихся со всей страны для обсуждения насущных проблем сферы ЖКХ, присутствовала и Нина Чистякова.
— Как человека, проработавшего в этой отрасли почти 41 год, меня очень волнует ее будущее, поэтому, как только появляется возможность встречи с коллегами из других городов и членами правительства, обязательно еду, — рассказывает руководитель. – Это и полезный опыт, и новые знания. К сожалению, все больше убеждаюсь в том, что подход к системе ЖКХ изменился, и не в лучшую сторону. Государство четко дает понять: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Возможно, именно поэтому я все реже вижу на форуме своих давних коллег – люди, отдавшие полжизни сфере ЖКХ, опускают руки и уходят.
По мнению Нины Борисовны, сейчас управляющие компании нуждаются в поддержке властей, как никогда раньше. Молодежь в столь проблемную сферу работать не идет, рабочих рук катастрофически не хватает, а руководителями обслуживающих организаций нередко становятся люди «с улицы», без образования и опыта. При этом спрашивают с управляющих компаний – и надзорные органы, и жители – по полной программе. Какое уж тут перспективное развитие.
— Чтобы грамотно управлять, нужно вырасти в этой сфере и постоянно учиться. В Москве, например, мэрия организует учебу, аттестации для руководителей сферы ЖКХ. Положительным опытом поделились и коллеги из города Негань Ханты-Мансийского автономного округа, Чечни. Там все жилищные споры урегулируются в досудебном порядке. Я считаю, что если так будет везде, страна от этого только выиграет.
ЖКХ – сфера ответственности, а не кормушка
Сфера ЖКХ – одна из наиболее доходных, но при том и самая проблемная. Жилфонд стареет, тарифы растут, как и количество неплательщиков, а содержание домов во многих случаях ведется лишь на бумаге. В Рыбинске немало таких примеров. Но, по словам директора «Финансового попечителя», это вовсе не значит, что все УК – воры, коими их порой выставляют.
— ЖКХ – это такая же сфера обслуживания, как и парикмахерская, и работать нужно добросовестно, – подчеркивает она. – Мы же платим деньги за стрижку, но без укладки…
В обслуживании у «Финансового попечителя» – 107 домов, общая сумма долга со стороны населения приближается к отметке 70 миллионов рублей, но даже при такой картине руководителю удается аккумулировать полученные средства так, чтобы не было долгов перед ресурсниками. И все это без кредитов, которые сейчас стали кабальными.
Нина Чистякова показывает план финансового состояния домов. Полтора миллиона рублей (рекордсмен – дом 26 по улице Моторостроителей), миллион триста – это максимальные суммы, которые задолжали конкретные дома. Но самое интересное, что текущий ремонт там выполняется практически на сто процентов.
— Из поступивших 20 миллионов рублей в месяц 13 тратится на тепло, 3 – на воду, 800 тысяч идут на расчеты с «ТНС энерго Ярославль» и 4,5 миллиона – на зарплату персонала и налоги. Как видите, оборотных средств не хватает. В моем списке в плюсе находятся только два дома: ул. Горького, 3 и 3а, накопившие на своих счетах достаточную сумму.
Казалось бы, проблема могла решиться благодаря инициативе государства по введению дополнительной платы за капитальный ремонт, но тут управляющие компании остались не у дел. Капремонт может произвести абсолютно любой подрядчик, нанятый собственниками жилья. А вот отвечать за последствия его трудов приходится управляющей компании. С этой ситуацией обслуживающая организация столкнулась после ремонтов домов по ул. Чкалова, 88, пр. Революции, 46 и ул. Инженерной, 1.
— Когда начинаются проблемы из-за некачественно выполненных работ, куда все бегут? Либо к нам, либо в государственную жилищную инспекцию. А ГЖИ выписывает штрафы не тому, кто проводил ремонт, а управляющей компании. За протекающую крышу в доме на ул. Инженерной, 1 нас оштрафовали. Необходим всесторонний качественный контроль за деятельностью подрядчиков!
С 2018 года требования к УК будут еще жестче. Такие меры, по мнению Нины Борисовны, только усугубляют ситуацию и в без того не здоровой сфере ЖКХ. В Рыбинске уже остались без управдома 22 дома, потому что ни одна обслуживающая организация не хочет терпеть многомиллионные убытки. К примеру, на доме № 158 по пр. Ленина висит долг три миллиона рублей.
— Печально, что отрасль развивается по непонятной траектории. Но без УК не обойтись. Ну уберут нас из цепочки – дворники не выйдут на работу, заискрит розетка – аварийка не приедет, трубы потекут – придется вызывать частного сантехника. Что дальше? – риторически вопрошает Нина Чистякова.
Почему никто из УК, и Нина Чистякова в том числе, не рассказывают о своей работе по взысканию, в том числе и судебному, задолженности за свою работу? Суммы задолженности известны, фамилии и адреса тоже, юристы в штате есть. В чем проблема? Или они настолько наивны и ждут, что должники им добровольно погасят эти долги? Вот и корреспонденты почему-то таких вопросов не задают — не интересно, или по какой-то причине эти вопросы обходят стороной?