новости 2 марта 2018 11:28

Пригласите ребенка… говорить

Логопед объясняет, почему после трех – уже поздно.

Трехлетие ребенка – самое время критически взглянуть на его речь, уверены специалисты. Дефекты уже видны, но еще не закрепились – подходящий момент их исправить. Каковы признаки задержки развития речи, в каких случаях родитель справится своими силами, а также почему сушки – хорошо, а печенье – плохо, рассказывает Анна Шуракова, учитель-логопед тринадцатого детсада Рыбинска.

шуракова-логопед_2Анна Леонидовна – логопед молодой, но уже опытный. Десять лет она работает в удивительном детском саду – это единственное в области учреждение дошкольного воспитания, где корректируют речь, в том числе нормализуют крайнюю форму ее нарушения – заикание. После коррекции в детсаду 90% малышей от заикания избавляются навсегда.

Обследуя детей в других дошкольных учреждениях, специалист отметила: за последние годы ухудшение речи приобрело массовый характер. Что тому виной – век детей, увлеченных гаджетами, или невнимательность родителей – неизвестно, но факт остается фактом.

— Раньше в коллективе мы встречали двух-трех плохоговорящих детей. Сейчас молчат целыми группами или лопочут «на своем», – говорит Анна. – Вторым открытием для меня стали репетиторы по русскому языку в начальной школе. Конечно, можно объяснить это сложностью школьной программы. Но, как логопед, я уверена: проблемы с грамотностью тесно связаны с неправильным произношением, плохим речевым слухом.

Чтобы потом не жалеть

Проблемы есть, и их нужно решать. И начать лучше раньше, чем позже. Три года – самый благоприятный период и для обследования, и для начала коррекции. У ребенка гибкое, подвижное сознание, дефекты в речи не закрепились. Исправить их легче, чем в спешке пытаться «починить» дитя перед школой.

— Три года – самый знаковый период, – подтверждает Анна. – Задача родителя – критически оценить речь малыша. Норма для трехлетки – фраза, элементарное предложение: «папа подарит мне велосипед, когда я вырасту». Насторожить должно полное отсутствие речи, когда трехлетка мычит и изъясняется жестами.

Не стоит ждать пяти лет, пока «само пройдет» – такие советы зачастую можно услышать на детской площадке. Ведь интеллектуальное развитие идет в ногу с речевым. Логопеды наблюдают у плохоговорящих детей некоторое отставание. Хуже память – дети не слышат, не говорят, не запоминают – снижается объем долговременной памяти. А бывает наоборот – ребенок отлично развит интеллектуально, но молчит, поэтому он не развивается социально, не может общаться в коллективе. И стоит поработать над речью – малыш расцветает, заводит друзей.

Бывает, родитель не замечает проблем с речью. Если педиатр видит значительное отклонение от нормы, он направляет ребенка к неврологу. И что же происходит дальше? Это зависит от родителей.

— Часто в лечебной карте шестилетки, поступающего в наш лого-сад, стоит запись: «в три года была консультация невролога, назначены препараты». Спрашиваешь: «принимали?», опускают глаза, – рассказывает Анна. – Оказывается, от лечения родителей отговорила какая-нибудь тетя Маша из интернета: «Нечего дитя травить таблетками». Но дети, оставленные без лечения по совету доброхотов, заметно отличаются от малышей, которых пролечили неврологическими препаратами – медикаменты стимулировали развитие речевых зон коры головного мозга, речь ребенка явно улучшилась.

Анна призывает родителей не терять критичности: кто ваш советчик, насколько он компетентен, сколько детей он вылечил, что считает себя вправе давать рекомендации? Она добавляет, что, помимо невролога, родителю стоит записать малыша на обследование головного мозга. Причину молчаливости лучше искать, откинув самые страшные подозрения – об онкологии, патологиях развития мозга.

Найти свои свистящие

Какие еще проблемы в речи трехлетки могут насторожить родителя? Обычно к этому возрасту малыш уже «нашел свои свистящие», то есть понял, как производить в речи «с», «ц» и «з». Если нет – уделите им особое внимание. Ситуация «каши во рту», когда малыш говорит много, но понять его невозможно, тоже требует вмешательства логопеда и родителей.

Здесь важно понять – за консультацией к логопеду обратиться необходимо. Он покажет вам логопедические упражнения, сделает массаж и научит приемам самомассажа. Но самое важное здесь – перестроить домашнее общение с ребенком. Анна Шуракова уверена: в три года мама лучше иного специалиста справится с коррекцией речи. Иногда достаточно сменить стиль общения с малышом, чтобы подтолкнуть его к говорению.

Задайте себе вопрос: не объясняется ли ребенок с вами исключительно жестами? Бывает, мама произносит за трехлетку все слова, и стоит ему лишь повести бровью на машинку или книжку, она повинуется его воле.

Пригласите ребенка говорить. «Что ты хочешь? Скажи. Какую машинку – синюю или красную? Молока какого – теплого или холодного?».

Если он не решается говорить один, предложите говорить вместе, «спеть хором». Присядьте, чтобы малыш видел вашу артикуляцию. Самое главное здесь – делать все искренне, не для галочки, не для утверждения своего авторитета. Говорение для ребенка зачастую – как переплыть реку, а ваша помощь – это протянутая рука.

— Первое время не поправляйте неуклюжие слова малыша, – уточняет специалист. – Наоборот, подбадривайте его, даже гипертрофированно, похлопайте в ладоши. Ребенок должен видеть, что вы рады его словам. Не бойтесь странно выглядеть. Детям важен эмоциональный отклик родителей. Критиковать будете, когда его речевая активность возрастет. И поправлять лучше те моменты, где он уверенно себя чувствует. Не стоит мучать четырехлетку правильным произношением «р» и «л», ведь это норма для пяти лет.

Как сюсюкать правильно

Многие мамы признаются, что в декрете они болтают с ребенком в режиме радио. И это правильно, уверена Анна. Оречевлять всю деятельность, то есть проговаривать все, что вы делаете с ребенком вместе, – значит, наделять малыша правильным образцом речи.

Но не все разговоры «одинаково полезны». Специалисты не рекомендуют сюсюкать, нарочно искажать речь, повторяя за ребенком его неправильные слова.

В идеале должно быть так – вы ему: «машина», он вам: «ина», вы: «правильно, машина». То есть вы согласились – он доволен, но и правильный вариант он тоже услышал.

Родитель ребенка, у которого «каша во рту», или малыша, которого можно назвать «задумчивым» (он плохо воспринимает слова на слух), должен говорить со своим чадом медленно, отчетливо выговаривая слова. В быстрой речи дитя и половины не разберет, тогда досадные «я же тебе говорила» испортят настроение. Особенно отчетливо родитель должен озвучивать просьбы, правила, наказы – то, что ребенок должен запомнить.

— Желательно говорить не куда-то в пространство, а персонально. Обратиться по имени, присесть рядом с ним, установить контакт зрительный, телесный – положить руку на плечо, взять за руку, и медленно отчетливо сказать: «Плита жжется, ай!», «Теперь очередь сестры играть».

Что же будет, если трехлетнего молчуна оставить без внимания, позволив ему самостоятельно разбираться с проблемами?

— Такой малыш в три года говорил 10 слов и в пять лет будет говорить столько же. Он так и не выговорится. Придется потрудиться, чтобы помочь ему – даже в логогруппе. За два года до школы, в сжатые сроки, ему предстоит пройти тот путь, который трехлетка с лечением, вниманием мамы и логопеда прошел намного быстрее.

Конечно, начать работать с речью ребенка в три года – это настоящий героизм. Это непросто, но усилия окупятся – успехами в школе, интеллектуальным развитием. Не упускайте своих малышей!

 Что должно насторожить в речи трехлетки?

Норма для трехлетки – фраза, элементарное предложение: «Папа подарит мне велосипед, когда я вырасту». Насторожить должно полное отсутствие речи, когда трехлетка мычит и изъясняется жестами. Внимательного родителя насторожит и «каша во рту» – малыш говорит много, но понять его невозможно.

 Опасаться ли логогрупп?

Некоторые родители предвзято относятся к логогруппам, которые есть сегодня в каждом саду. «Соберут там неговорящих детей – они друг на друга будут плохо влиять», – кажется взрослым. На самом деле логогруппа – это уникальное пространство. Малочисленная (до 15 человек), с детьми работают одновременно и воспитатель, и логопед. Программа такой группы делает упор на подготовку к начальной школе – и дети выходят оттуда успешные, отлично подготовленные.

 Как связаны морковь и сушки с правильной речью?

Между ними прямая связь: если ребенок не научится жевать в самом раннем возрасте, не разовьются мышцы лица, будет сложно ими управлять, когда придет время говорить. Обычно дети в логогруппах неважно едят, их заново учат пережевывать. После года специалисты рекомендуют не измельчать суп и овощи в пюре, угощать ребенка не рассыпчатым печеньем, а сушками и сухарями, не тереть яблоко и морковь, а давать их целиком.

 А как же аудиозаписи и музыкальные игрушки?

Нередко мы слышим советы от мам в песочнице и продавцов в магазинах: «Приобретите специальные записи, они помогут неговорящему ребенку». Практика показывает: малышу нужно видеть живую артикуляцию, буквально движения губ и языка, слышать не механический, а живой голос. Скорее всего, эта покупка станет для вас бесполезной тратой денег.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме