Ближайшее заседание киноклуба «Современник» пройдёт в Рыбинске в понедельник, 9 апреля, в ОКЦ. Начало в 18:00, а тему можно обозначить как… «Сатирикон в квадрате».
Вопреки нынешним легендам, в Советском Союзе показывали зарубежные фильмы, причём разных жанров и почти в том же количестве, что и наши. Правда, в официозных публикациях особо выделяли «прогрессивное» искусство, содержавшее критику буржуазного общества. Между тем подобный взгляд на общественные нравы своего времени возник за тысячи лет до советской власти. За начало отсчёта можно принять «Сатирикон», написанный Петронием Арбитром предположительно в 1-м веке н.э., впрочем, жанр сатиры появился ещё раньше.
На экране сцены из римской жизни, навеянные романом Петрония, появились ещё на заре немого кино. А в 1969-м, практически одновременно, вышли сразу две киноверсии «Сатирикона»: одноимённая экранизация Джана Луиджи Полидоро и фильм Федерико Феллини. Одному достался приоритет, другому пришлось добавить в название собственное имя: «Сатирикон Феллини», что не помешало мировому признанию.
Однако девятью годами раньше Феллини создал «Сладкую жизнь» (LaDolceVita) – подлинный шедевр, ставший, по мнению критики, «сатириконом ХХ века». Тема развенчания современной автору социальной и культурной жизни звучат и в последующих работах мастера, равно как и в фильмах его коллег Бунюэля («Скромное обаяние буржуазии») и Антониони («Blowup»). Теперь, спустя полвека, Паоло Соррентино снял «Великую красоту» (La Grande Bellezza, 2013), которая столь определённо развивает мотивы Феллини, усиливая сатирический гротеск, что вполне может считаться ремейком «Сладкой жизни». Наконец, в минувшем году швед Рубен Эстлунд в своём «Квадрате» (Thesquare) продолжил тему применительно к сегодняшней Скандинавии и, пожалуй, ко всей европейской цивилизации, за что удостоен «Золотой пальмовой ветви» в Каннах.