В разгар весенней призывной кампании «Рыбинские известия» поговорили с военным комиссаром Рыбинска Александром Саловым об уклонистах, контрактниках и ремонте военкомата.
Александр Салов начал наш разговор с… исторической справки. 16 апреля исполнилось сто лет рыбинскому военному комиссариату. В юной, только что созданной республике военкомы тянули на себе многое. Боеспособная советская армия, возникшая к 1920 году и созданная практически с нуля, – именно их заслуга.
По факту военком был воинским начальником города, на нем лежала личная ответственность – как солдат, отправляющийся на фронт, будет обут и одет, — рассуждает военком.
Военкомат Рыбинска въехал в здание общественной богадельни на ул. Карякинской, 1 почти сразу же – в 1921 году. Уже на тот момент постройке исполнилось 50 лет. Сегодня историческое здание нуждается в ремонте. Александр Салов признается: сердце сжимается каждое утро, когда он подходит к военкомату.
— Лет 15 назад мы ремонтировали фасад на городские и областные деньги. Но здание столь почтенного возраста, кирпич изъеден грибком и временем. Штукатурка и краска долго не держатся. Внутри мы регулярно подновляем его своими силами, чтобы принимать граждан в достойных условиях. Сейчас военкомат передан в ведение Министерства обороны. Каждые полгода я подписываю акты, что здание находится в ненадлежащем состоянии, вышестоящие органы в курсе нашей проблемы. Пока ждем решения сверху, — говорит военком.
Весенний призыв для военкома – горячее время. Ежедневно на ул. Карякинскую, 1 приходят десятки юношей. Призвать их в армию или нет – решает комиссия. Но напряженная работа здесь начинается задолго до 1 апреля.
— Как только завершаем осеннюю призывную кампанию, сразу начинаем готовиться к весне. Мы должны внимательно изучить около 250 юношей, — объясняет Салов. — Наша главная задача – ни один больной мальчик не должен попасть в армию. Мы работаем с медиками, делаем запросы в больницы. Заболевание может проявиться, придется юношу возвращать домой. Затем пытаемся понять, в каком роде войск более полно проявит себя молодой человек: просим характеристики с мест работы и учебы, делаем запрос в полицию. Родители призывников заполняют анкеты, где рассказывают о своих детях.
Молодые люди тем временем тоже готовятся. Кто-то бегает и подтягивается, развивая силу и выносливость. А кто-то идет в ДОСААФ и получает права водителя грузовика –его служба будет связана с тяжелым военным транспортом. Старшеклассники готовятся к армии морально, их вывозят на военный полигон «понюхать пороху». Школьники учатся стрелять, проходят полосу препятствий, какое-то время живут в казарме, общаются с офицерами. Армейский коллектив теперь не станет для них сюрпризом.
И вот наступает апрель. Врачи тщательно изучают призывников. Традиционно треть юношей медики признают абсолютно здоровыми, скорее всего, именно они отправятся в спецназ, морфлот, ВДВ или пограничные войска. Треть ребят врачи регулярно отсеивают, признают негодными к строевой службе. Эта цифра с годами не меняется, уточняет Александр Салов, и превышает областные показатели. В экологии ли дело, в тщательности ли осмотра – кто знает. Впрочем, даже признанные негодными по состоянию здоровья теперь имеют право «реабилитироваться» и отдать долг родине.
— Новшество-2018 носит патриотичный характер. Если призывник излечил заболевание и хочет служить, он может это сделать, — комментирует военком.
Сегодня армия становится все более технологичной, требует подготовленных кадров. За год юноше сложно освоить тонкие премудрости сложной техники. На помощь приходит двухлетняя служба по контракту. 40 рыбинцев после службы в армии решили остаться в вооруженных силах по контракту. Чаще всего они стремятся в северные районы страны, где служба наиболее высоко оплачивается.
Никуда не исчезли и те, кто решает игнорировать призыв в армию. Но, по словам военкома, число рыбинцев-уклонистов снизилось в пять раз. Сегодня это в основном «бегуны» со стажем, давно уехавшие в другие города. Почти никто из молодых призывников сейчас не выбирает путь уклонистов.
Сегодня служить в армии не только модно, но и безопасно. Александр Салов связывает снижение числа уклонистов с постоянным улучшением условий службы в армии: послеобеденный сон, сбалансированное питание, постоянная связь с домом по мобильному телефону. Отдельное внимание уделяют теплой одежде – с тех пор как несколько лет назад по пути на место службы ребята переохладились, за этим следят самым пристальным образом.
— Загляните ко мне в приемную, — приглашает военком. — Там последние пять лет пустота. Родители солдат давно не приходят ко мне с жалобами. И это значит, дела налаживаются.
Алексанлр Николаевич, огромное спасибо от всех уастников БД в 1995 за достойные похороны Анатолия Карачинского, низкий Вам поклон!