Из 30 городских клумб, предложенных общественникам Рыбинска для ухода, заявки поступили лишь на три
«Нет догляда». Так говорила моя бабушка про богатые, но неприбранные дома с неухоженным двором. Вроде бы и деньги есть у людей, а пригляда за хозяйством нет. Здесь дверь поскрипывает, тут все лето оторвана рейка от забора, под калиткой прокопала лаз собака и вытоптала грядку. Гости, приходя в такой дом, видят — хозяевам все равно.
Хороший хозяин свою усадьбу любит. Рано утром обходит все уголки – у него уже сто дел в голове и ящик с инструментами наготове. «Бедно, да чисто», — думает он. Каждой вещи – свое место, каждому делу – свое время. Разумно выстраивает он и жизнь свою, и пространство вокруг. Редко тратится на новое, без досады латает старое. Гость, попадая в такой дом, чувствует — тут все облюблено, разумно, присмотрено.
А теперь пофантазируем. Представим, что Волжский парк – это дом. И в него приходит гость – турист из Ярославля. Он идет от причала (предположим, что он достроен) к прокату спортинвентаря. Допустим, он хочет взять там велосипед и осмотреть Рыбинск. Причал ему сделали отличный, он радостно движется через парк.
И что он видит? Где наше рыбинское «бедно, да чисто»? Он видит корявые лавки с выдранными рейками, некрашеные лет сто. Он видит клумбы, поросшие крапивой и снытью. Под ногами у него — куски асфальта, а сама дорога, как палуба при повороте корабля, ощутимо кренится к Волге.
И пусть мы объясним ему, что Волжский парк не попал нынче в программу благоустройства. И поэтому дорожное покрытие и фонари здесь не меняли с семидесятых годов. «А клумбы, клумбы-то?», — спросит турист из Ярославля, где к 5 мая высадили 34 тысячи анютиных глазок, а 1 июня посадят миллион петуний и бархатцев. Тогда мы объясним ему, что клумбы в Рыбинске отдали общественности, и, вероятно, именно эту несчастную никто не выбрал.
Город – это большое хозяйство. И о его состоянии можно судить не только по ямам на дорогах, за которые активно взялись в последнее время, и это хорошо! Не только по новеньким светофорам. Не все в Рыбинске ездят на авто, иногда рыбинцы гуляют и даже сидят на лавках.
Конечно, клумбы – это не газ, не водопровод и не дороги. Но и им нужен хозяин! Волжскому парку нужен хозяин! Один ответственный человек, который сделает «бедно, да чисто»: весной приколотит пару реек к скамье и покрасит ее. Опилит куст, который мешает гуляющим. Вырвет крапиву и сныть на клумбе с многолетниками и побелит бордюр вокруг нее. А в самую жару польет растения. Труд невелик, а впечатление совсем иное.
И не нужны огромные деньги. Нужен неравнодушный человек, дворник, садовник. Не масса общественников. Потому как понятно: общественное – значит, ничье. А все – значит, никто. Опыт двух лет, когда общественники пытались взять под опеку городские клумбы, показал: красота улиц – дело города. А ветераны, школьники, общественники в силах лишь помогать специалистам.
В этом году представители КТОСов и общественных организаций дружно отказываются от участия в акции «Цветущий город». Это сложно, это хлопотно и затратно, а отдачи никакой. «Все лето торчала на клумбе, полола, подсаживала, забросила все свои дела». «Воду издалека возил на машине, и все равно половина рассады засохла». «Пока нас неделю не было, шестьсот саженцев бархатцев выкопали местные жители». Вот печальные истории общественников, которые в этом году выбрали менее экстремальный досуг. И их можно понять. Но их клумбы вновь остались без хозяина.
Сегодня нелюдимость, заброшенность Волжского парка сечет глаз похуже строящегося причала. Потому что рано или поздно его достроят. А кто его полюбит? И кто полюбит Волжский парк?