ДОСААФ – привычное, родное название для миллионов россиян. У добровольного общества содействия армии, авиации и флоту громкое имя и не менее громкая слава. Общество называли социальным лифтом для молодежи. Несколько лет назад ДОСААФ, воспитывающее кадры для армии, получило вторую жизнь. Правда, у некоторых отделений она по-прежнему похожа на выживание.
Парашютисты и летчики, водители, стрелки и связисты – за многолетнюю историю рыбинского отделения ДОСААФ специалистов выучились сотни. Оно давало путевку в небо и ставило на крыло. Свой путь к звездам в авиационно-спортивном клубе начал наш земляк космонавт Алексей Овчинин, именно здесь первые шаги к службе в ВДВ сделал глава Рыбинска Денис Добряков.
Но в лихие 90-е некогда процветающая государственная структура с четкой иерархией стала разваливаться на глазах. Десятки гектаров земель оказались отданы на откуп, быстро пришли в запустение, потому что школам платить налоги за счет собственных средств оказалось просто не по силам. Здания и сооружения – государственные, автомобили и авиационная техника – тоже. Зарабатывайте на них, но в то же время не забывайте отчислять на содержание управления, оплачивать коммуналку, содержать все хозяйство и платить все налоги.
На минуточку площадь рыбинского аэродрома ДОСААФ – 132 гектара. Не будешь сдавать землю в аренду под картофельное поле? Плати!
В результате в Рыбинске у общества накопились долги. Ветшала и материально-техническая база. А с учетом потенциала сотрудников это оказалось обидным вдвойне. Но люди, преданные своему делу, были готовы работать и на голом энтузиазме. Увы, несмотря на то, что во многих городах у ДОСААФ в новом статусе «общественно-государственной» организации открылось второе дыхание, наше отделение продолжает испытывать трудности.
— О каком развитии можно говорить, если нам нечем платить зарплату и налоги? – говорит начальник рыбинского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ Александр Соколов. – Если на подготовку ребят к профессии военного водителя Министерство обороны деньги ДОСААФ выделяет, а на те же цели, но только в отношении будущих летчиков и десантников, такой государственной политики нет. В рамках гособоронзаказа мы могли бы готовить ценные для армии кадры по ряду специальностей, и возможности такие у нас есть. Но все упирается в деньги.
Требует обновления технопарк. К примеру, ремонт спортивно-тренировочного самолета ЯК-52 обходится в 6 миллионов рублей. В очереди на капитальный ремонт и старичок АН-2. Нужны парашюты, экипировка и т.д. По словам Александра Соколова, если раньше воспитанники аэроклуба ДОСААФ могли выезжать на крупные соревнования по парашютному спорту, показывали отличные результаты и становились чемпионами, то теперь надумаешься, где взять денег, чтобы свозить талантливых ребят на сборы. В среднем это обходится в 200 тысяч рублей.
— Хочется, чтобы у ребят были красивые костюмы, указывающие на принадлежность к Рыбинску, — мечтает руководитель. – Искал спонсоров, поначалу обещали помочь с финансированием, но вопрос так и остался открытым.
В автошколе ДОСААФ, которая единственная в Рыбинске бесплатно готовит водителей для армии, с техническим оснащением дела обстоят лучше. Классы укомплектованы современными тренажерами, в парке – хорошие автомобили, налажено сотрудничество с городским военкоматом. Но есть проблема, и это не конкуренция, как многие могут подумать. Только здесь парней учат на категорию Е – управлять прицепами к большегрузам. Чтобы начинающие водители не мешали друг другу, площадка автодрома нуждается в расширении и благоустройстве.
— Ежегодно в рамках гособоронзаказа мы должны выпустить 25 водителей, — говорит Александр Соколов. – Оплата за обучение из федерального бюджета поступает только по факту обучения. То есть, если экзамены сдадут не все, деньги поступят не в том объеме, на который мы рассчитываем. Поэтому мы заинтересованы учить так, чтобы права получили все. Нюанс в том, что, выполняя государственную задачу, мы вынуждены тормозить учебный процесс для тех, кто учится у нас на платной основе.
Беспокойство полностью разделяет председатель правления регионального отделения Союза десантников России Анатолий Каширин. По его мнению, потребность армии в грамотных специалистах очень высока, но в условиях годичного срока службы по призыву вырастить их сложно. ДОСААФ может дать все знания еще на гражданке.
— В первую очередь нужно возродить хотя бы автошколы под эгидой ДОСААФ, — говорит Анатолий Каширин. – В Ярославской области из 12 автошкол осталось всего пять. Потребность в военных водителях огромная. Водители нужны армии, да и плохо разве, если молодой человек еще до призыва получит права категории С, а при желании и Е – это уже кусок хлеба в кармане. Но выполнить госзаказ в полном объеме школы не могут, потому что находятся на грани выживания, а некоторые вообще развалились.
Около четырех лет назад ДОСААФ России возглавил генерал-полковник Александр Колмаков. Свой первый рабочий визит в новой должности он совершил в Ярославль. Тогда, посетив базу аэроклуба в Карачихе и обсудив проблемы регионального отделения ДОСААФ, генерал-полковник поставил задачу – запустить в Ярославской области пилотный проект нового военного патриотического центра. И его начали создавать. Но потом все затормозилось – финансирование резко урезали.
— Тем не менее надежда на лучшее есть, — говорит Анатолий Каширин. Самое главное, что о наших проблемах заговорили на федеральном уровне. На мой взгляд, все зависит от людей на местах. Мы со своей стороны готовы оказать содействие и поддержку.
Надежда Осьминина