Рыбинск – город исторический. Еще он промышленный. Не большой, но и не малый. Город, связанный с Волгой, рыбой, Рыбинским водохранилищем… Какое отличие Рыбинска от других городов можно считать самым ярким? Есть ли у него преимущества перед другими ярославскими и российскими территориями? На что может опираться в нем местная власть, чтобы добиться развития?
— Мы с командой часто задаем себе вопросы, чем позиционировать наш город, — говорит глава Рыбинска Денис Добряков. – Позиционировать так, чтобы он был уникальным, его узнавали, в него стремились. Думаю, точка интереса – это история промышленности.
— А как же традиционная история Рыбинска – торгового, купеческого, бурлацкого?
— Конечно, Рыбная слобода, купцы, бурлаки – все это наша история. Торговлю трудно отделить от промышленности. В Рыбинске торговля стала платформой для появления технического центра. Купцы богатели и вкладывали деньги в производство. А потребности торговли определяли его виды. Канатная фабрика, нефтяные склады, мукомольное производство, туерное пароходство, развитие судостроения. Затем появился Рено, позже трансформировавшееся в авиационное производство… С позиции архитектурных ценностей нам трудно конкурировать с Владимиром, Суздалем, Ростовым. А история промышленности, по которой можно прослеживать историю всей России, – это такой яркий зацеп, из которого можно определить презентационное лицо Рыбинска. Отсюда – желание создать у нас музей судоходства, открыть для свободного посещения заводской музей «ОДК-Сатурн».
— А сегодня? Что для Рыбинска важнее – промышленность? Торговля?
— Сегодня развитие высокотехнологичного производства на территории города дает нам больше морального удовлетворения. Приятно иметь на своей территории такие современные предприятия, как «Русские газовые турбины» с миллиардными оборотами. Но там работает сотня человек, и практическая польза для Рыбинска минимальна.
— Польза – это поступления в городской бюджет?
— Да. Доходы Рыбинска формируются в основном из отчислений части налога на доходы физических лиц, поэтому мы так заинтересованы в появлении новых рабочих мест и росте зарплат. А вот налоги на прибыль, имущество юридических лиц – все это перечисляется в вышестоящие бюджеты. С этой позиции открытие в городе крупного торгового центра с большим числом персонала сопоставимо с появлением высокотехнологичного производства.
— То есть для города все равно, торговый он или промышленный?
— Для местного бюджета важно большое количество работающих. Торговые центры, большие склады – это, наверное, самое выгодное из сиюминутных экономических соображений. Но с точки зрения развития территории такой подход неприемлем. Мы же помним, что город промышленный, и не собираемся терять этот статус. Но у местной власти действительно нет материального мотива участвовать в развитии высоких технологий. Мы не получаем прямой выгоды от привлечения серьезной компании. В этой части потенциал местного самоуправления используется не полностью. Надеюсь, на это обратят внимание, и работа над инвестициями в промышленность станет для нас не только перспективной задачей, но важной для текущей экономической ситуации.
— Значит ли это, что промышленные предприятия – вне сферы ваших активных интересов?
— Любое предприятие находится на территории города и по определению не может не интересовать власть. Мы заинтересованы в благополучии государственного и частного бизнеса хотя бы потому, что здесь работают наши люди. И любые инвестиции в развитие производства можно рассматривать как вложение в будущее Рыбинска. Пусть заводы сегодня не перечисляют в местный бюджет основные налоги. Но они платят зарплаты, открывают новые рабочие места, создают, в конце концов, имидж городу как крупному промышленному центру.
— Сегодня в этом направлении есть движение?
— Инвестиционные проекты действуют на многих рыбинских предприятиях. Расширяют производство структуры Ростеха – «ОДК-Сатурн», «Вымпел», «Верфь братьев Нобель», не стоит на месте производственный малый и средний бизнес.
— Есть ли примеры новых инвестиционных проектов?
— Самый перспективный – это предстоящая консолидация производственной площадки бывшего завода Полиграфмаш. Здесь инвесторы планируют построить новый завод по производству строительной техники. Работы уже начались, собственники – серьезные, уважаемые в стране люди, не сомневаюсь, что вскоре Рыбинск увидит результат их усилий. Проект особенно важен для микрорайона Полиграф, чье развитие было связано именно с этой производственной территорией. Есть еще ряд серьезных инвестиционных проектов. Например, в микрорайоне Слип строит большой новый цех предприятие «СеверМаш» – партнер Минатома и Газпрома.
— Не кажется ли вам, что заводы прячутся за заборами и не очень активно интересуются жизнью города?
— Давайте посмотрим новейшую российскую историю, в ней можно найти объяснение. В 90-е годы заводы корпоративно сбрасывали на нищие плечи города социальную сферу, считая ее непрофильной. Дома культуры, бассейны, детские сады, жилые районы – все это передали на городской баланс, не подкрепив материально. У Рыбинска не то что на развитие этих активов, не было денег на их содержание. Некоторые объекты перешли в частную собственность. Наверное, это хорошо, хотя им сегодня тоже трудно. Оставшиеся в муниципальной собственности ветшали.
— Заводы тогда себя спасали.
— Они не учли, что заводская социальная сфера – это часть самого завода. Мы гордимся именем Павла Федоровича Дерунова, который построил в Рыбинске столько жилья. Он строил его для своих работников, чтобы они жили комфортно и недалеко от завода. Он понимал, что делает это для предприятия, которому важно здоровье, настроение, состояние рабочих. Сейчас это осознание возвращается. Рыбинские заводы начинают понимать, что производство – это не только новые станки и современное оборудование. А кто-то этого не забывал. Например, «Вымпел» никогда не собирался отказываться от поддержки детского оздоровительного лагеря, в который стремятся попасть не только заводские родители. Завод поддерживает городскую футбольную школу, муниципальный ДК «Вымпел». Вышла «за забор» «Верфь братьев Нобель». Это предприятие активно занимается помощью в благоустройстве микрорайона Слип, где в основном живут его работники. Недавний пример взаимодействия – парковка у «ОДК-Сатурн», в строительство которой предприятие вложило половину затраченных средств. В результате решили городскую проблему загруженности соседних дворов машинами. Сейчас активность проявляет КБ «Луч». Как только мы начали ремонт дороги по бульвару Победы, руководство заявило, что будет за счет предприятия строить парковку. Примеров взаимодействия города и городских предприятий много. Другой вопрос – что делать с теми объектами, которые в свое время сбросили на плечи города, но не обеспечили материальной поддержки. Например, стадион «Сатурн».
— О реконструкции стадиона «Сатурн» говорят уже много лет, но ничего здесь не делается.
— Ответ очевидный – у города нет денег на развитие этого объекта. Впрочем, как и других. А развивать хочется. У нас есть два варианта – либо мы долго восстанавливаем стадион, по частям его ремонтируем, потому что денег у нас хватит ровно на «покрасить». Либо входим в федеральную программу и строим в Рыбинске на базе «Сатурна» областной легкоатлетический центр.
— Рыбинск вообще пользуется помощью федерации?
— В полной мере. Действуют федеральные программы газификации, берегоукрепления, безопасности дорожного движения. В этом году за счет денег государственного бюджета будут построены ясельные группы для тех мам, которые хотят работать. У нас сейчас нет другого выхода, кроме надежды на вышестоящие бюджеты. Я не буду попусту рассуждать о пересмотре системы распределения налогов – государству виднее, на что тратить деньги. Но уж если есть какой-то индекс, по которому оценивают муниципальные образования, то внимание к Рыбинску должно быть пропорциональное поступившим из города налогам.
— Оцените это внимание сегодня.
— Хотелось бы больше, но могу и похвалить. Если бы мы в этом году в ремонте дорог рассчитывали только на деньги областного дорожного фонда, нам хватило бы на бульвар Победы и улицу Румянцевскую. Федеральный бюджет – спасибо за поддержку губернатору Дмитрию Миронову – выделил дополнительно 200 миллионов рублей. Мы приведем в порядок еще 12 городских дорог, а если сэкономим, то больше. Есть обещание, что столько же денег мы получим и в будущем году. Для Рыбинска это очень большая сумма, хотя она и не решит все дорожные проблемы.
— Что нужно для получения бюджетных денег – проекты, экспертизы, доказательства необходимости?
— И проект, и экспертизы – все нужно. Нужна компетентность чиновников, способных доказать необходимость финансирования городских программ. Иногда помогают личные связи, как это было с федеральной программой безопасности дорог. Рыбинск по ней заменил почти все основные светофорные объекты, установил ограждения и обновляет пешеходные переходы рядом со всеми школами, о чем раньше не мечтали.
— Однако изменениями на дорогах многие остались недовольны.
— Недовольные переменами есть и будут. Со временем, я уверен, люди оценят наши усилия. Так происходит всегда.
— Активность людей вам помогает или мешает?
— Помогает. Хотя скажу по-другому: это мы помощники активных людей, мы, чиновники, помогаем тем, кто действительно хочет что-то сделать.
— Что значит – хочет? Например, написать заявление или жалобу – тоже хотеть что-то изменить.
— Скажу честно – с некоторых пор я стал равнодушен к заявлениям типа «хочу ремонт двора», «хочу дорогу». Хочешь как? По какому проекту? Готов ли участвовать сам? Помните, в Рыбинске ремонтировали дворы сотнями? Люди этого хотели, а сейчас плачут – машинам не разъехаться, детскую площадку некуда поставить. Мы сейчас в первую очередь помогаем тем, кто может четко сформулировать, каким в результате ремонта должен стать двор. Кто готов вместе с нами ставить в нем лавочки, сажать деревья. Так формируется областная программа благоустройства «Решаем вместе».
— Которая перессорила соседей.
— Обижаться надо не на соседей, а на себя. Если люди не могут объединиться и решить, где будут дорожки, и на какие места ставить машины в их дворе, мы не в силах им помочь. Мы поддержим тех, кто объединился и создал проект ремонта двора, согласовал его со всеми жителями. Даже если такие проекты не попали в программу этого года, заверяю, они все у меня на заметке, все будут отремонтированы в следующем году.
— Но, в конце концов, благоустройство – обязанность города.
— Обязанность города – дороги, тепло, вода. Дворы – собственность жильцов, пора к этому привыкать. Мне, конечно, очень хочется отремонтировать в Рыбинске все и немедленно. Но бюджет города ограничен, а привлечение заемных средств чревато последствиями.
— Что в долгах страшного? Весь мир живет в долг, на банковские кредиты покупают квартиры, машины…
— Продолжу: но при этом понимают, как этот долг отдать. А мы некоторое время назад понимать перестали. Мы брали в долг больше, чем могли вернуть с процентами. Мне, например, очень хочется взять в банке в кредит 200-300 миллионов на ремонт стадиона «Сатурн». Наверное, это населению понравится. А расплачиваться за это будет следующий глава. Но это экономическая деградация. Мы к популистским действиям не готовы.
— Какова сегодня величина городского долга?
— Обязательства по кредитам – 1 миллиард 300 миллионов и текущая кредиторская задолженность – около 250-300 миллионов, она каждую неделю меняется. Удалось избавиться от просроченной задолженности, и с нами продолжили работать те, кому мы были должны по договорам. К достижениям, потребовавшим больших усилий, могу отнести значительное снижение бюджетной нагрузки на обслуживание долга. В начале прошлого года мы платили за пользование чужими деньгами 200 миллионов рублей, сейчас – в два раза меньше. Представляете? Мы мечтаем о двухстах миллионах на дороги и при этом отдаем эту сумму банкам!
— Как удалось снизить долговую нагрузку?
— Часть коммерческих кредитов заменили на бюджетные, это совершенно другие процентные ставки. Перекредитовались в банках на более выгодных условиях. Но и 70 миллионов рублей в год, которые уходят на обслуживание долга, для Рыбинска очень большая сумма. Прощать нам долги никто не собирается. Нам нужно научиться их не увеличивать. Поэтому мы принимаем бездефицитный сбалансированный бюджет.
— Для города это остановка в развитии?
— Нет. Остановка в развитии – это когда мы перестаем видеть, какие затраты несем, невзирая на доходы. Когда мы перестаем понимать, как будем отдавать долги. Сегодня мы это хорошо понимаем. Будем продолжать экономить. Наше развитие – в работе с вышестоящими бюджетами, компетентность специалистов, их умение доказать нужность для Рыбинска федеральной поддержки, необходимость финансирования. Экономия без популизма.
Юлия Муратова
«Дворы – собственность жильцов, пора к этому привыкать.» Жаль, что Денис Валерьевич подробнее не остановился на разъяснении этого, а Юлия Аркадьевна его не расспросила. Как пишут юристы, двор (а точнее придомовая территория) становится общедомовой собственностью только после некоторых обязательных процедур — общего собрания собственников на эту тему; подачи заявления о предоставлении участка в общедолевую собственность жильцов; после межевания и постановки участка на кадастровый учет,кадастровый паспорт передается собственникам (их представителю); собственники передают этот паспотрт с заявлением в Росреестр и получают свидетельство о госрегистрации ОБЩЕЙ ДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ собственников помещений в многоквартирном доме. Вот теперь всё — платим налог на землю, распоряжаемся своей собственностью, собираем деньги на содержание детских площадок, парковок, газонов, асфальтового покрытия.
Почему юристы Рыбинской администрации считают иначе, принимая декларативные положения ЖК и др., думаю понятно.