120 вокалистов-профессионалов со всего мира состязались в Ярославле с 7 по 12 июня. Рыбинский голос тоже звучал со сцены ярославской филармонии
Педагог из Рыбинска Полина Пешеходова исполнила каватину Кончаковны – томление молодой половчанки по русскому княжичу из оперы Бородина «Князь Игорь». А вернувшись, поделилась с «Рыбинскими известиями» впечатлениями о I международном конкурсе им. Собинова.
Величественный зал ярославской филармонии. На сцене золотятся трубы органа. В коридоре – иностранная речь, шелест бальных платьев. Басы и теноры во фраках ждут очереди на прослушивание. Полина признается — хотя сцена филармонии и знакома ей со времени учебы в училище имени Собинова, но коленки от волнения все же дрожали — уровень подготовки соперников заставили понервничать.
— С первого же дня конкурса стало понятно — уровень исполнителей очень высок. По сути, соревновались лучшие из лучших. Не было посредственных, случайных людей. Особенно выделялись солисты Академии при Мариинском театре, — рассказывает Полина.
Первый международный конкурс Собинова, посвященный Орфею русской сцены, бодро начал и сразу высоко поднял планку. Никаких любителей – только профессионалы, строго классический репертуар, в жюри – сильные педагоги разных стран. При всем этом участие в конкурсе бесплатное. Показать себя приехали вокалисты из Казахстана, Германии, Израиля, Китая, Нидерландов, США, Южной Кореи.
По результатам видеоотбора попала сюда и Полина Пешеходова.
Она выбрала неочевидную для себя вещь из «Князя Игоря». Каватина Кончаковны, исполняемая обычно низким контральто, — чувственная ария, признание в любви восточной княжны.
— Да, я рискнула и взяла новую для себя арию. Сделала ставку на эффектность произведения. Кто не рискует – тот не учится на ошибках. Я не вышла во второй тур, но даже побывать на подобном конкурсе – это большая честь, послушать таких исполнителей — удовольствие высшего уровня, — говорит Полина.
Аккомпанировали молодым исполнителям опытнейшие концертмейстеры.
— Выступление на конкурсе – всегда стресс. И здесь важно, совпадешь ли ты с аккомпаниатором, — рассуждает Полина. – Одна-две репетиции – и все, выход на сцену. Успевай подстраиваться! Если повезет – концертмейстер еще и направит тебя, подскажет, как лучше, не даст провалиться. Мне повезло: Анатолий Кузнецов, аккомпаниатор высочайшего уровня, помог выстроить произведение, собрать его воедино. Работа с профессионалами – тот опыт, ради которого стоит участвовать в подобных конкурсах.
К вокальным состязаниям, в которых Полина регулярно участвует, она готовится одна, без наставника. Молодой педагог из пятой детской школы искусств Рыбинска полюбила классику, когда училась в Собиновском училище. И теперь она ежегодно участвует в конкурсах – и всероссийских, и международных. Среди них — санкт-петербургская «Звездная рапсодия», ярославские «Мелодия любви» и конкурс вокалистов им. Шаляпина.
В ее репертуаре — французские, украинские, итальянские, русские произведения. Оказывается, текст на итальянском для вокалиста выучить проще простого.
— Итальянский для профессиональных вокалистов – как для медиков латынь, — улыбается педагог. – А справиться с остальными языками помогает Googl. С французским особенно непросто – может подвести произношение. Вот чем хороши конкурсы – там тебе всегда дают обратную связь. Члены жюри беседуют, рассказывают, куда стремиться, где доработать. Это как экзамены при обучении экстерном.
Сейчас она преподает сольное пение в пятой детской школе искусств Рыбинска уже четвертый год. Признается, что нежно любит свою работу и за подопечных на конкурсах переживает больше, чем за себя.