Евгений Опочинин исследовал речь и сказания рыбинцев в конце XIX века. Выставка его памяти «Любитель русской старины» все лето работает в музее-заповеднике.
Конец XIX века, север Рыбинского края. Солидный мужчина профессорского типа с большой окладистой бородой ездит из деревни в деревню. Он записывает пикировки покупателей и продавцов на рынке, разговоры на деревенских сходках. Это наш земляк Евгений Опочинин, писатель, исследователь старины, вернулся из Петербурга в родное гнездо, рыбинскую усадьбу Максимовское. Он собирает особенности местного говора, сказки, обряды.
Рыбинцы в записях Опочинина – сметливые люди с ироничной витиеватой речью. «Ни слова спроста, все с присказками да оборотами», – так описывает он разговор наших предков. Всегда наготове у них было острое словцо, затейливая шутка. Речь богатая, насыщенная метафорами, попытками поддеть собеседника.
Эти особенности мог подметить и просто любознательный человек. Но у Опочинина больше чем досужее любопытство – здесь явное любование своим народом, своими соплеменниками. Он вглядывается в каждую народную вышивку, в каждую пряничную доску, смакует каждое слово. Благодаря ему рыбинцы конца XIX века встают перед нами, как живые, – остроумные, веселые, бодрые, не склонные к мрачности. Это настоящий подарок нам, их потомкам.
Опочинин – уникальный человек, писатель, журналист, архивист, который бережно собирал и хранил народный фольклор, работал с архивами российского театра, много писал для простого люда – исторические очерки, охотничьи и святочные рассказы.
Извозчики и приказчики конца XIX века знали его как автора исторических авантюрных романов. Их печатали в «Московском листке» – любимом издании мещан и мастерового люда.
— Московские низы знакомились с русской историей, когда читали его занимательные произведения. Среди прислуги, приказчиков и извозчиков имя Опочинина было куда популярнее, чем имена Тургенева, Короленко, Салтыкова-Щедрина, – читаем мы в воспоминаниях театрального критика Юрия Бахрушина, в отеческом доме которого Опочинин часто бывал.
Свои рождественские рассказы Опочинин тоже адресовал простому читателю без высшего образования. Простенькие рассказы с мелодраматичным сюжетом брали за душу, настраивали на сентиментальный лад перед Рождеством, призывали помочь тем, кому непросто живется. В наследии Опочинина сохранилась тетрадь с молитвами на каждый день, надо полагать, он был глубоко верующим человеком.
О близости рода мелкопоместных дворян Опочининых к простым людям можно судить по небольшой детали. После революции брат Евгения Николаевича стал деревенским кузнецом. И это внук предводителя рыбинского дворянства! У самого исследователя осталось множество фотографий с деревенскими детьми. Он с радостью брал мальчишек на охоту, беседовал с ними.
А в Петербурге Опочинин общался с лучшими русскими литераторами той эпохи. С Достоевским его связывала близкая дружба, о писателе наш земляк оставил полные нежности воспоминания.
Для современников он был человеком с энциклопедичной памятью – рассказывал наизусть огромные поэмы и куски прозы – и фантастической работоспособностью. К истории, старинным вещам, легендам Евгений Николаевич проявлял самый живой интерес. С рвением зарывался с головой в архивы и даже вступил в общество любителей древней письменности, где исполнял обязанности хранителя библиотеки и музея древностей. Однажды он глубоко исследовал историю русского театра, о чем написал серию очерков.
Вернувшись в родовую усадьбу Максимовское, большой труженик Опочинин сразу принялся редактировать местную газету. В его рассказах и очерках той поры – множество рыбинских примет, масса местных названий. К примеру, действие рассказа «Беднячок» происходит в районе Заструйки – это западная окраина Рыбинска.
А в рассказе «Петров день» он с документальной точностью запечатлел открытие охотничьего сезона на Шексне.
Особенно занимает исследователя народный фольклор: былички, побасенки, песни Рыбинского края, собранные фольклористом, могли бы составить не один том. И в 1913 году Опочинин издает двухтомник, куда вошли духовные стихи, народные сказки и песни. «Как мужик журавлиные яйца досиживал», «Как мужик свою жену подковал» – такие сказки рыбинцы рассказывали долгими зимними вечерами.
И теперь мы можем видеть, как знакомый сюжет о волшебной Золотой рыбке трансформировался в Рыбинском крае. Легенда «Откуда медведи пошли» говорит: медведи раньше были людьми, но уж очень жадными. Вот поймали они волшебную рыбку и принялись просить у нее «и избы, и одежу, и серебро». Стали они купцами, господами, но все им было мало. Рыбка отказала им в просьбе сделать их царями: «Царство – от бога дается. А за жадность свою будете медведями».
Вошли в двухтомник и его статьи про особенности рыбинского говора. Отдельной гордостью Опочинин считал полное описание свадебного обряда рыбинских крестьян с множеством свадебных песен.
Но после 1913 года Опочинин, к сожалению, больше не публиковал материалы о Рыбинском крае. Хотя рукописные варианты собранного фольклора до сих пор хранятся в РГАЛИ. О том, почему не было публикаций, остается только гадать. Устал ли под конец жизни наш земляк, ослабло ли зрение. Страшным ударом для Опочинина стала гибель его единственного сына в Первой Мировой войне. Можно предположить, что у писателя просто опустились руки.
Последнюю книгу Опочинина напечатали в 1930 году, после чего имя писателя кануло в небытие. Чудом уцелевшие вещи из усадьбы Максимовское хранятся в Рыбинском музее-заповеднике.
Сегодня имя писателя Евгения Опочинина забыто, его огромное наследие известно лишь специалистам. В год 160-летия земляка вспоминают в Рыбинском музее-заповеднике.
— Мы посвятили выставку «Любитель русской старины» нашему любимому коллеге Сергею Овсянникову, – объясняет куратор выставки Елена Федорова. – Он в числе первых исследовал наследие Опочинина, старался популяризировать его.
8 июня безвременно ушедшему искусствоведу исполнилось бы 55 лет. Выставкой мы отдаем дань двум выдающимся людям Рыбинской земли.
Юлия Галанцева
Из воспоминаний Юрия Вахрушина
…Происходя из старой столбовой, но мелкопоместной дворянской семьи, представители которой с древних времен оказывали услуги Отечеству, Опочинин сосредоточил в себе наслоение многовековой культуры. Внешние проявления этой культуры не поддаются описанию, но при общении чрезвычайно ярко и сильно ощущались. Она проглядывала и в его тихом ровном голосе, и в степенной манере себя держать. И в том, как он закуривал папиросу, и даже в его почерке.
Это была фигура неповторимого прошлого – такими, очевидно, были литераторы-шестидесятники. Облеченный в свободный, но по мерке сшитый неизменный длинный сюртук, с длинными волосами, зачесанными назад, с длинными ногтями и в старомодных очках, он, казалось, сошел с фотографии-дагерротипа эпохи Александра II.
…Квартира Опочинина, помещавшаяся в Большом Знаменском переулке, во дворе церкви Знаменья, была отнюдь не беспорядочна или неопрятна, а, наоборот, являлась образцом аккуратности и гигиены, напоминая маленький интимный музей.
Кабинет Евгения Николаевича – обширная комната – была вся завешена маленькими, большими и среднего размера старинными картинками, почему-либо его заинтересовавшими. Там рядом с первоклассной вещью ютилась какая-нибудь кустарная дрянь, чем-то пленившая хозяина…