новости 23 июня 2018 9:52

25 лошадиных сил

Ни куклы, ни другие детские забавы не интересовали маленькую Таню так, как общение с лошадьми. Огромные добрые глаза, теплый язык, слизывающий с ладошки сахар, и стать, внушающая доверие и чувство защиты – в их грацию влюбляешься раз и навсегда. Со временем теплое чувство Татьяны Лукьяновой переросло в дело всей жизни, семейный подряд, имя которому – фермерское хозяйство «Максимовское».

DSC_0859Деревня Максимовское, что за поселком Искра Октября. Позади жилых домов и дачных домиков, в чистом поле степенно разгуливают кони, взмахивая пышными хвостами. Рядышком радостно, словно дети, резвятся маленькие лошадки – пони.

Это жители фермы, которую Татьяна вместе с супругом создали около десяти лет назад.

Еще в далеких 80-х отец Татьяны купил здесь десять соток земли. Построил дом, гараж, баню и развел скотину. Коровы, козы, свиньи, бараны, куры, кролики – хозяйство выросло до размеров фермы, получившей официальный статус в 1993 году. Но пять лет спустя грянул дефолт, цены на корм взлетели. Отец Татьяны оказался не готов к такому повороту, и всю живность пришлось продать. Не осталось ничего. Но девушка не оставляла надежду, что когда-то на этой земле снова закипит жизнь.

— Любовь к лошадям передалась мне от деда Сергея Гавриловича Андреева, — рассказывает хозяйка. – И, похоже, только мне одной в семье, остальные родственники лошадиной темой не интересуются. Конечно, глядя на пустую конюшню, у меня душа кровью обливалась.

DSC_0833ЦВВ 2007-м Лукьяновы завели первых поросят, еще через два года купили пару недорогих коней. Зарабатывали тем, что катали на лошадях отдыхающих санатория им. Воровского. Но такой «бизнес» полностью зависел от погоды. Дождь или снег – и ты остаешься ни с чем. Да и не так все себе представляла Татьяна. Постепенно конюшня пополнялась новыми скакунами. Супруги приобрели еще пару лошадей и стали брать коней на постой у частных владельцев.

Сейчас у фермеров уже 60 гектаров земли. В конюшне – 25 голов, из них – собственных лошадок только шесть.

Соседство с лошадьми делит целое семейство свиней – Татьяна разводит их, чтобы было на что содержать конюшню. Почти два десятка свиноматок приносят минимум по десять поросят и могут производить потомство до трех раз в год. Так что у местного хряка времени на отдых практически не остается.

— Меня отец всегда учил так: если начал заниматься, продолжай и не останавливайся. Но и на одном не зацикливайся, ведь если где-то не получится, потребуется подстраховка, — говорит Татьяна. — Животному не скажешь: «Извини, денег нет и кушать нечего». Скотина должна быть сытая, обласканная и нагулянная – это мой принцип работы.

К вопросу питания животных Татьяна подходит щепетильно. У лошадей оно шестиразовое, в рационе овес, отруби, сено или свежая трава. Одной лошади в день требуется 7,5 килограмма корма, не считая травы.

DSC_0764_О комфорте питомцев владелица фермы тоже печется. Два года назад здесь начали строить большую теплую конюшню из кирпича на 34 головы. Чтобы воплотить проект в жизнь, потребовалось 4 миллиона рублей. Лукьяновым пришлось брать кредит, заложив в банке машину. Помогает фермерам и районная администрация. По словам Татьяны, напрасно говорят, что поддержки от властей не дождешься. Помогают, но только тем, кто действительно хочет работать.

— Сразу решили, что на стройматериалах экономить не будем, делать – так на совесть, — говорит Татьяна. – Все помещения, в том числе раздевалка, амуничная и денники, обшиты качественной древесиной, подключены системы обогрева и водоснабжения. Кругом – чистота и никакого неприятного запаха. У каждой лошадки есть свое окно – они очень любят смотреть на улицу. Пока пол бетонный, можно было оставить и такой, но ведь приятнее и теплее, если он будет деревянным, так что планируем делать.

Несколько лошадей уже перебрались в новую конюшню. В денниках раздается дружное чавканье – время обеда. Мордахи с огромными глазами, обрамленными пышными ресницами, с аппетитом уплетают свои порции. Вороной красавец по кличке Бэтмен, под два метра в холке, пыхтя, шевелит плюшевыми пухлыми губами в надежде получить лакомство. Застенчивая серая кобыла Хельветика тоже не против угощения. Сахар, морковь, яблоки, черный хлеб и сухари с изюмом – их лошади просто обожают. После еды есть время подремать, а затем – почти часовая чистка и обязательная ежедневная тренировка.

DSC_0824Орловские рысаки, великопольские, ганноверские – каких пород и мастей здесь только нет. Лукьяновы находят их по объявлениям или узнают о продаже по сарафанному радио. Коней привозят из Ярославля, Москвы, Тамбова, Саратова и даже из-за границы. Породистый скакун Клим родом из Нидерландов, он несколько лет жил у прежнего хозяина в Латвии. В Рыбинск добирался целый месяц. Роскошного иностранца по цене хорошего автомобиля может позволить себе далеко не каждый, но находятся настоящие ценители, готовые даже продать ради такого приобретения часть имущества.

Клим выходит из денника с присущей ему статью. На просьбу «дай ножку» послушно поднимает копыто, чтобы его почистили.

— Лошади – очень умные животные, все понимают, жаль только не говорят, — рассказывает Татьяна. – Но каждая со своим характером и причудами. Так что нужен индивидуальный подход, особенно к животным с непростой судьбой.

DSC_0758Гнедой конь Гром – один из таких. Лукьяновы купили его у цыгана.

— Гром был жутко запуган, его постоянно били, — вспоминает Татьяна. — Стоило нам подойти к нему со щеткой, чтобы расчесать, он шугался. Мужчин до сих пор не любит, настороженно поглядывает. Но такой умница! Заболела у него нога, распухла, так он постоянно на нее кивает, дескать, посмотри, как мне больно.

Беспородную кобылу с белой звездочкой во лбу Марсель вообще спасли от верной гибели – два года назад лошадь продавали на мясо в Тамбове. Татьяна не смогла пройти мимо и забрала Масю к себе. Спокойная и послушная кобылка быстро освоилась. Она сразу полюбилась тринадцатилетней дочери Татьяны Даше. Девочка с детства в седле, поэтому быстро натаскала лошадь в выездке и конкуре. Теперь эта неразлучная парочка привозит с соревнований одну медаль за другой.

— Буквально на днях приобрели Забаву, — рассказывает Татьяна. — Она прожила с одним хозяином 10 лет, но из-за жизненных обстоятельств он был вынужден ее продать. Когда мы ее забирали, плакал. Лошадь часто становится больше, чем другом.

Есть на ферме и экзотический житель – верблюд Барф. Это кареглазое чудо чуть не заморили голодом в бродячем цирке, где он работал. У ослабленного Барфика даже горбы лежат, а это явное свидетельство истощения. Теперь на ферме он ест вдоволь и набирается сил. Любит похрустеть морковкой или пожевать горбушку хлеба. С ладони угощенье берет аккуратно, гордо поднимая при этом голову. Несмотря на пережитое, этот ласковый парень ко всем добр и спокоен, неудивительно, что с первых дней пребывания на ферме он стал любимчиком. Правда, говорят, может и… плюнуть.

Полноправными хозяевами на ферме себя чувствуют два козла с забавными кличками Директор и Замдиректор. Татьяна с улыбкой называет их «таможня» – эти два круторогих упрямца всегда ходят парой и не пропустят, пока не получат от гостей вкусняшку.DSC_0707

Словом, хозяйство большое, как и мечтала Татьяна. С раннего утра и до позднего вечера дел невпроворот. Вместе с Лукьяновыми на ферме работают тетя Татьяны с мужем. Справляются даже таким малым составом. Единственная проблема, которая сегодня тревожит фермеров, – это дефицит ветеринаров, специализирующихся на крупном скоте.

— Опытные специалисты старой школы уходят на пенсию, а молодые все по частным клиникам – лечат кошек и канареек. Нам приходится вызывать ветеринаров из Ярославля и Москвы. Но чтобы к нам приехали из столицы, нужно заплатить 20 тысяч рублей, — сетует Татьяна.

Несколько лет назад на базе фермы открылась частная конная школа. Рабочих рук стало больше – ухаживают за лошадьми и тренеры, и даже самые маленькие воспитанники заботятся о своих пони. Прежде чем оседлать лошадь, они самостоятельно готовят ее к выезду – чистят, причесывают, снаряжают. Конная школа пользуется популярностью и у детей, и у взрослых. Здесь можно просто выехать на прогулку в поля и леса на лошади или освоить навыки верховой езды на манеже. Скакуны из Максимовского вместе с наездниками с завидной регулярностью занимают первые места на крупных соревнованиях, в которых участвуют с 2015 года.

Общение с лошадьми – не просто удовольствие. Иппотерапия – проверенный метод реабилитации для людей с особенностями развития или нарушениями опорно-двигательного аппарата. И с ними здесь занимаются абсолютно бесплатно.

— Я знаю, что выпадает на долю таких людей и их близких, поэтому принципиально не возьму с них ни копейки, — говорит Татьяна.

Хотя, что и говорить, затраты на содержание фермы требуются огромные. Фермерам хочется развиваться и дальше, благо у них есть главное – земля. В самых грандиозных планах – строительство крытого манежа, чтобы дети могли заниматься в любую погоду, не месить грязь и не мерзнуть. Пока такой возможности нет. Но вдруг найдутся желающие помочь? Можно и помечтать.

Надежда Осьминина

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме