Недавно, 15 августа, прошел всемирный День археологии. Большинство фанатов этой профессии традиционно отмечают его «в поле». Действительно, лето – разгар археологических работ по всей стране. Не стал исключением и Рыбинск
Рыбинская археологическая экспедиция под руководством Ирины и Александра Рыкуновых начала свою работу в мае – на правом берегу Волги, а летом продолжила традиционные раскопки на поселении Усть-Шексна, расположенном на левом берегу Волги при впадении в нее Шексны.
Рассказывает профессор РГАТУ имени П.А. Соловьева Александр Рыкунов, генеральный директор Рыбинской археологической экспедиции.
Полевой сезон 2018 г. – двадцать восьмой по счету – вновь объединил десятки неутомимых исследователей прошлого нашего города: ученых, археологов-волонтеров разных занятий и профессий и, конечно же, студентов-«практикантропов» исторических факультетов из Ярославля и других городов.
Работа кипит не только на раскопах, но и в стационарном лагере экспедиции. Здесь решаются не менее важные задачи: готовят трехразовое горячее питание на 70-80 человек, занимаются расчисткой и камеральной обработкой обнаруженных артефактов из металла, камня, дерева, кожи. Много сил и времени занимает мытье и статистическая обработка тысяч фрагментов керамики: фрагменты посуды, игрушки-погремушки, свистульки, курительные трубки и др.
В «свободное» время проводится сбор подъемного материала и обучение новичков. Практиканты слушают лекции по истории и археологии, получают навыки чертежных работ, камеральной обработки, работы с металлодетектором, нивелиром, другими приборами, осваивают методы раскопок «по пластам», «по слоям» и проч. Не забыта и «культурная программа»: игры с мячом и без него, еженощные посиделки у костра, выступления местных бардов. На праздник посвящения в археологи свои выступления готовят все возрастные группы, разве что кроме самых маленьких: подрастает уже третье поколение рыбинских археологов. За время полевого сезона участникам экспедиции предстоит не только изучить все культурные напластования на избранных участках «до материка», как говорят археологи, но и засыпать раскопы.
Как отмечают участники экспедиции, Усть-Шексна – памятник многогранный. На его территории можно обнаружить следы деятельности человека самого разного времени – от каменного века до недавнего прошлого. Так, на глубине 20 см нас встречает каменная мостовая середины XX века. А перед началом полевого сезона при ежегодном осмотре памятника А.К. Кузнецов нашел кремниевый наконечник стрелы, который специалисты из Института археологии датировали палеолитическим временем — 12 ты-сяч лет назад! На данный момент рыбинская находка обозначает самую восточную точку продвижения палеолитических охотников нашего региона.
В центре внимания археологов – культурный слой средневекового поселения периода своего расцвета. Мощность этой темно-коричневой прослойки земли, которая образовалась в результате жизнедеятельности наших предков в XI–XIII вв., достигает полуметра и более. Однако не менее тщательно, чем напластования домонгольского времени (условный термин, применяемый учеными для обозначения истории и материальной культуры Древней Руси до 1237/38 гг. – время вторжения Батыя на Русь), изучаются вещественные остатки и более поздних периодов, вплоть до начала XX в.
Работы в этом году производились на двух участках: в южной и центральной частях памятника археологии.
Раскопы отличаются как хронологически, так и содержательно. На юге, ближе к Волге, многослойный культурный слой содержит свидетельства всей 1000-летней истории Рыбинска: от возникновения здесь в XI в. славянского поселения, вобравшего в себя многочисленные элементы соседних финно-угорских племен, до XIX в., когда эта территория стала своеобразной «Рублевкой» для купцов Журавлевых и прочих «денежных тузов» города. От этих, сравнительно недавних времен, в земле находят остатки каменных особняков, тщательно выполненной каменной мостовой с геометрическим рисунком и др.
В 500-800 метрах выше по Шексне культурный слой чаще всего не превышает 1,5 метра, а хронологически отражает сравнительно узкий период: XII-XIII вв. Более поздние свидетельства жизни предков встречаются лишь фрагментарно и относятся к XVII-XIX вв. Однако под слоем дерна нередко встречаются следы, оставленные строителями Рыбинской ГЭС: именно на этой территории были развернуты различные подсобные строительные службы и объекты Волголага. Как правило, это строительный мусор: остатки различных железных конструкций, колючая проволока, фрагменты рельс, гудрон и т.п.
Памятник у нас действительно уникальный! Практически каждый год находки нас не только радуют, но и удивляют, хотя, казалось бы, за без малого тридцать лет работы здесь видели многое. Предметы, обнаруженные в ходе раскопок, недвусмысленно говорят – здесь был город! Забытое, не попавшее на страницы летописей древнерусское поселение с яркой городской культурой. В этом вопросе с нами солидарен и Институт археологии Российской академии наук: городской характер Усть-Шексны отмечается не только в научных публикациях, но и в специальных письмах, получаемых из дирекции института.
Это подтверждают и «домонгольские» находки нынешнего сезона: три цилиндрических замка хитрой конструкции, ключ, писало (приспособление для письма), монетовидная подвеска (серебро?), бочкообразная гирька для взвешивания серебра, фрагменты плинфы (древнерусский кирпич). Даже, казалось бы, простейшие бытовые вещи, например фрагменты бронзовых котлов, свидетельствуют о зажиточности наших предков: металл вообще, а цветной в особенности, был очень не дешев. Из цветных сплавов изготовлены обнаруженные витые и пластинчатые браслеты, подвески и привески, пряжки и фибулы, перстни, пуговицы, узорчатые бронзовые накладки на кожаные изделия. Застывшие медные капли и фрагменты заготовок свидетельствуют о местном ювелирном ремесле.
О богатстве и вкусах горожан могут также рассказать импортные изделия: фрагменты браслетов и других стеклянных изделий (Новгород, Киев, Византия), янтарные (Прибалтика) и сердоликовые (Сирия) бусины. Связи Усть-Шексны с дальними регионами характеризуют также находки 18 овручских шиферных пряслиц (современная Западная Украина), а свинцовые торговые пломбы свидетельствуют о таможенных функциях поселения. Интересно сочетание предметов личного православного благочестия (нательные металлические и каменные кресты, энколпионы) с языческими шумящими подвесками. Впрочем, если не считать двух тысяч фрагментов гончарных изделий, ряд которых отмечен личным клеймом мастера (горшки, миски, сковороды, блюдца, стаканы, детские погремушки с цветной поливой), самыми многочисленными в этом году стали изделия кузнецов: разнообразные ножи, топоры, стрелы, кресала, рыболовные крючки внушающих почтение размеров и др.
В верхних слоях культурного слоя памятника обнаружены остатки двух строительных ярусов XVII-XIX вв., хорошо датируемых традиционно обнаруживаемыми предметами: фрагменты керамических курительных трубок, моду на которые ввел Петр I, медные и серебряные моне-ты разного времени и номиналов, фрагменты стеклянных и фарфоровых предметов, нательные кресты, пуговицы, кожаные, железные изделия и т.п.
Сейчас большинство обнаруженных в сезоне артефактов находятся на реставрации в Институте археологии, после чего пополнят коллекцию Рыбинского государственного музея-заповедника.
Впрочем, исследование Усть-Шексны – основное, но не единственное направление научной деятельности Рыбинской археологической экспедиции. Ранее мы уже рассказывали о работах на территории современного исторического центра Рыбинска. Помимо этого, силами сотрудников экспедиции во главе с канд. ист. наук Д.Е. Уткиным были организованы разведки по течению р. Сонохты в Октябрьском сельском поселении Рыбинского района. Работы подтвердили уже давно высказанное нами мнение, что археологическое обследование региона ни в коей мере не может считаться достаточным. Известно всего около 40 памятников археологии в Рыбинском районе, и расположены они главным образом по берегам Волги. Удаленные же территории исследованы слабо и крайне неравномерно. Первоначальная обработка данных позволяет предполагать, что на обследованном участке обнаружены как минимум еще три памятника. Но работы еще не закончены, и разведочному отряду предстоит обследовать оставшиеся доступные участки, чтобы выстроить более полную картину археологического прошлого этой территории.
В заключение хочу сказать, что ни археологическая разведка, ни реставрация артефактов, ни тем более масштабные раскопки на устье Шексны были бы невозможны без многолетней бескорыстной помощи наших друзей-спонсоров: ПАО «РусГидро»-«Каскад Верхневолжских ГЭС», ПАО «ОДК-Сатурн», ООО «Верхневолжская производственная сеть». Особо хотелось бы отметить лично Сергея Кузенева, который на протяжении уже 15 лет осуществляет финансовую и организационную поддержку всех начинаний рыбинских археологов. И, конечно, 28 полевых сезонов были бы невозможны без помощи рыбинского университета, студенты и бывшие студенты которого составляют костяк экспедиции.
Спасибо огромное! Вместе нам еще предстоят новые открытия.