Эстетика или бизнес? Что выбрать, когда речь идет о внешнем облике исторической части Рыбинска?
Администрация Рыбинска решила привести к единообразию информационные вывески магазинов, кафе и организаций. Сделать это должны владельцы бизнеса. Предпринимателям, которые ведут свое дело в исторической части города, предлагают украсить фасады зданий вывесками, стилизованными под XIX век. Они должны избавиться от клеенчатых баннеров, бегущих строк – ярких, но безвкусных способов заявить о себе.
Городская эстетика требует обновления. Но готовы ли предприниматели в приказном порядке тратить деньги на такие цели?
В последнее время в Рыбинске наводят порядок в наружной информации. Специалисты департамента архитектуры и градостроительства регулярно проводят рейды и даже самостоятельно демонтируют незаконные конструкции.
А сейчас, когда исторический центр города активно преображается, эта работа активизировалась. 11 июля вышло в свет постановление городской администрации № 2043 «Об утверждении порядка размещения наружной информации на территории городского округа город Рыбинск», и теперь все информационные конструкции должны приводиться в соответствии с ним.
Первые ласточки уже появились. На баннерах и вывесках в старой части города можно увидеть стикеры с предупреждающей информацией. Архитекторы напоминают предпринимателям о необходимости демонтировать конструкции, не соответствующие представлениям об эстетическом оформлении города.
— В документе определены типы, виды информационных конструкций, требования к их размещению. Он разработан в соответствии с законами о рекламе и градостроительной деятельности, правилами благоустройства в Рыбинске, — говорит директор департамента архитектуры и градостроительства Любовь Тихонова.
Как рассказывает руководитель, отныне вся территория Рыбинска разделена на две зоны информационного контроля, где действуют различные требования к размещению наружной информации. В первую попадают памятники истории и культуры, зоны охраны объектов культурного наследия, особо охраняемые природные территории, ритуальные и культовые объекты, здания государственных органов и органов местного самоуправления. В этом же списке – фасады зданий, площади, переулки и улицы центральной части города.
Документ подробно описывает не только виды вывесок и места их размещения, но даже варианты их цветового решения (всего их порядка 300 на выбор), а также шрифты, которые представлены в 25 вариантах. Эти нюансы нужно обязательно учитывать при оформлении вывесок на зданиях в первой зоне.
— В историческом центре Рыбинска, попадающем в первую зону, мы хотим сделать музей вывесок под открытым небом. Поэтому информационные конструкции здесь должны быть выполнены в стилистике XIX века, — объясняет требования Любовь Тихонова.
По словам архитектора, еще на стадии проекта новое положение прошло оценку регулирующего воздействия. Это процедура, в ходе которой анализируются документы с целью выявления в них положений, приводящих к избыточным административным и другим ограничениям в деятельности предпринимателей, а также к необоснованным расходам как для бизнеса, так и для бюджетной системы.
У всех, в том числе и несогласных с новыми правилами, была возможность высказать свои претензии.
— В течение месяца проект был представлен на сайте администрации, и каждый гражданин мог внести свое предложение, более того – остановить принятие этого нормативного акта. Все предприниматели были предупреждены о такой возможности, но почему-то никто не высказал свое мнение, — рассказывает Любовь Тихонова.
У предпринимателей, которые ведут свой бизнес за пределами старой части Рыбинска, больше вариантов оформления вывесок. Им рекомендуется размещать информационные конструкции в виде отдельных букв и знаков непосредственно на фасаде объекта. Такие дешевые материалы, как картон, баннерная ткань, попали в немилость по простой причине – они выглядят неэстетично и быстро теряют «товарный вид».
У власти Рыбинска цель благородная – чиновники стремятся к тому, чтобы город выглядел красивым, и не хотят демонстрировать жителям и гостям лоскутное рекламное одеяло.
С этими целями никто спорить не рискует. Проблема обнаружилась в чувственной плоскости – кому-то нравится Шишкин, другие восторгаются Малевичем.
Особенно жаркие споры кипят по поводу того, как должны выглядеть информационные вывески в старом центре – стилизованными под XIX век с непременными «ять» или же без них, но лаконично и элегантно.
— Я буду только за, если информационные вывески в старом центре приведут к единому знаменателю, — говорит предприниматель Светлана Плетнева, владелица магазина «Дом фарфора» в центре старого Рыбинска. – Мне идея стильных вывесок кажется интересной. Все-таки, исторический центр города должен быть красивым, ухоженным. Это нужно нам, горожанам, это привлекает внимание туристов. Считаю, что историческое единообразие должно быть соблюдено.
— А по-моему это просто безвкусица – наводнять бутафорией современный, пусть старый, но живущий сегодня город. Почему рыбинцы должны жить на потеху туристам? Не надо дурачить себя и других: гостей интересует реальная архитектурная среда, а не рекламные подделки, — высказывает свое мнение руководитель киноклуба «Современник» Борис Крейн.
А вот руководитель проекта «Рыбинские рыбы», художник и дизайнер Алексей Алексашин, считает – информационные вывески давно уже пора менять, и стилизованные под XIX век образцы – вполне приемлемый вариант:
— В столице эскизы вывесок разрабатывают дизайнеры, и устанавливают их с учетом городских правил. Почему у нас и в центре города, и в жилых микрорайонах царит информационный и стилистический хаос? Некоторым конструкциям по десять-двадцать лет, они установлены без разрешения. Особенно убого выглядят дешевые клеенчатые баннеры, которыми завешаны многие старинные дома, современные торговые центры. В столице давно уже отказались от цветных коробов, растяжек – всего пестрого и безвкусного. У нас в Рыбинске для меня хорошим примером оформления стал торговый центр «Виконда». Здесь установлены структурированные стильные вывески одного размера. А в других торговых центрах ребята с дрелью лепят на фасады безвкусный информационный мусор.
В историческом центре его тоже предостаточно. Поэтому как бы кто ни относился к инициативе администрации Рыбинска, упорядочивать информацию нужно. Возможно, предпринимателям не нравится, когда их ставят в жесткие условия, но если есть нормативный документ, его нужно исполнять.
Новые вывески, которые Алексашин видит на Красной площади, ему нравятся – они «правильного размера, не портят, а украшают фасады старинных зданий». Сейчас Алексей думает над стилизованной вывеской для своего музея-магазина «Рыбинские рыбы» на Волжской набережной. Хочет, чтобы она была «с фантазией и юмором». При этом ему любопытно, как современные названия типа Samsung будут смотреться в стилистике дореволюционного времени.
Изготовить в Рыбинске вывеску по новому образцу вряд ли будет проблемой. По крайней мере, технической. Десяток рекламных агентств предлагают услуги всем желающим. Все находятся в равных условиях. Конечно, без учета профессионализма дизайнеров – выполненный «на колене» эскиз вряд ли пройдет согласование. Придется постараться, но все ведь понимают, что заказчик сегодня требовательный и предпочитает платить деньги за качественный товар. И здесь на руку заказчику высокая конкуренция.
Генеральный директор рекламного агентства «Мастер Графикс» Игорь Самойлов новыми правилами абсолютно доволен:
— Идея единообразия оформления вывесок мне нравится, рекламщикам она открывает новые возможности для реализации своих идей и развития бизнеса. Опыт европейских и крупных российских городов показывает, что изготовление вывесок с использованием, например, кованых элементов позволяет органично вписывать их в исторический облик здания. Эстетично выглядящая вывеска дополняет образ. И Красная площадь — яркое тому подтверждение. Использование такого рода вывесок очистит исторический центр от бесконечных баннеров, что позволит привлечь сюда туристов. Особенно, если удастся воплотить в жизнь идею с музеем под открытым небом.
Другие рекламные агентства, хотя и готовятся к массовому приему заказов, настроены более скептически. Вопросов у них несколько. Например, такой: постановление администрации рекомендует изготавливать вывески из натурального камня, стекла, дерева, металла, допускается водостойкая фанера. Такие конструкции довольно тяжелые, размещать их на фасадах старинных зданий может быть небезопасно. Почему нельзя использовать современные материалы – легкие и прочные? Тем более на Красной площади, которую всем ставят в пример, вывески выполнены именно из таких материалов.
Совсем непонятно, как будут выходить из положения компании, ограниченные жесткими условиями брендбуков – Билайн, Мегафон, МТС и многие другие.
Не всех рекламщиков устраивает и технология согласования, когда архитекторы сначала утверждают проект, а затем принимают уже состоявшуюся работу. Специалисты вздыхают: а вдруг, дескать, департаменту что-то не понравится? Кто понесет расходы на переделку?
Тут, правда, хочется встать на сторону архитекторов. Двойной контроль – самое то для тех рекламных фирм, чьи дизайнеры не блещут профессионализмом, а руки у изготовителей вывесок отнюдь не прямые.
Еще более резок в оценках работник рекламно-производственной компании «Редактор». Он был предельно краток, но абсолютно понятен:
— Отношение к этой инициативе отрицательное. За счет предпринимателей хотят реализовать чьи-то представления о красоте.
Видимо, понимая трудности, с которыми могут столкнуться и предприниматели, и рыбинские рекламные агентства, администрация, по словам первого заместителя главы Рыбинска Дмитрия Рудакова, готова рассмотреть возможность финансовых компенсаций, но только в отдельных сложных и дорогих случаях. Так что надеяться, что любую вывеску удастся хотя бы частично изготовить за бюджетные деньги, никому не стоит. Да и вопросов остается еще немало. Понятно одно: решение принято, можно рвать волосы от недовольства, можно писать злые тексты, но выполнять его придется. Всем. И рекламным профессионалам, и бизнес-сообществу. Даже с учетом споров о вкусах: кому-то нравится, Шишкин, кому-то – Малевич. Но мы об этом уже поговорили.
Любовь Тихонова
В течение месяца проект был представлен на сайте администрации, и каждый гражданин мог внести свое предложение, более того – остановить принятие этого нормативного акта.
Все предприниматели были предупреждены о такой возможности, но почему-то никто не высказал свое мнение
Игорь Самойлов
Идея единообразия оформления вывесок мне нравится, рекламщикам она открывает новые возможности для реализации своих идей и развития бизнеса
Борис Крейн
Почему рыбинцы должны жить на потеху туристам? Не надо дурачить себя и других: гостей интересует реальная архитектурная среда, а не рекламные подделки
Безобразным вывескам, штендерам под ногами, как и листовочной вакханалии расклеиваемой на новых зданиях, стенах отремонтированных подъездов, остановках, заборах, столбах и др. должен быть положен конец с жёсткими санкциями — ведь номер телефона и адрес указан и везде видеокамеры! Это вам не лихие 90-е, когда шмотки и продукты продавали с земли кто и где желает без угрозы сесть.
Наводить в рекламе порядок надо -кто же спорит.. Но важно не переборщить. Согласен с Крейном, никому в нашем веке не нужны вывески сто-летней давности. Мы всё же двигаемся вперёд или назад?
И про салоны сотой связи, компьютерные, смешно конечно.
Можно дойти до абсурда и заставить горожан появляться в историческом центре только в аутентичных костюмах. С безвкусицей бороться дело достойное, но не не обернулось ли бы оно китчем и новой безвкусицей…
Честно говоря , по моему скромному мнению и , не желая обидеть никого в комментах , чье мнение отличается от моего , но все же , рассматривая этот вопрос с другой точки зрения , в то же время , не опротестовывая ничью позицию , и , стараясь быть обьективным , а также , принимая во внимание все без исключения аргументы других участников обсуждения искренне полагаю , что я целиком и полностью забыл нахрен , что хотел сказать