Темы 8 сентября 2018

Выкроила время

Галина Махотина шьет кокошники, а точнее, венцы. Мы поинтересовались – почем и зачем

Галина Махотина вышивала петухами полотенца, ткала узорные пояса с солярными знаками. А потом увидела старорусский венец и пропала

Кокошник на красавице из сказки. Редкая девочка после просмотра «Аленького цветочка» и «Сказки о семи богатырях» не снабжала свою царевну на рисунке нарядным головным убором. Это была мечта, недостижимая красота из прошлого.

А сегодня мечта оживает. В кокошники – тканевые, кожаные – все чаще наряжаются современные девушки. В интернете – множество предложений приобрести украшение по сходной цене.

Но есть мастерицы, что не гонятся за количеством. Они кропотливо восстанавливают женские головные уборы – те самые, в которых красовались наши прабабки. Для жительницы Рыбинска Галины Махотиной создание венцов – это хобби, уже почти болезнь. Опытная швея пять лет назад обратилась к народной тематике – вышивала петухами полотенца, ткала узорные пояса с солярными знаками. А потом увидела старорусский венец и пропала.

— Это как взять себя на слабо – получится или нет. Я выбираю все самое сложное, стараюсь нагружать себя. Наверное, поэтому у меня нет учителей, я самоучка, – объясняет Галина. – Кстати, шью именно венцы, их носили в девичестве. Кокошник плотно закрывал волосы – он для замужней женщины.

Мастерица пересмотрела бесконечное число фотографий венцов – благо музеи сегодня выкладывают архивы в интернете. А ведь фото – это не схема! Она разглядывала убор, которому двести лет, неделю за неделей. Раздумывала, как он сделан, как это сегодня повторить?

— Используя современные материалы, я повторяю старинный венец. Мои коллеги по ремеслу восстанавливают аутентичные кокошники из материалов XIX века. Но это не моя история, слишком затратно. И пока что не мой уровень, – говорит мастерица.

И потом материалы: ни трунцалов (объемная нить из проволоки), ни камней Сваровски нужного размера, ни речного жемчуга с золотой канителью в Рыбинске просто так не достанешь. Да и стоят они недешево. Один изготовленный венец Гале обошелся в восемь тысяч рублей, и это без учета ее труда.

На один венец у швеи уходит свыше месяца работы. Это кропотливый труд: узор вышивают, когда ткань находится на рамке, затем будущий венец проклеивают, укрепляют. И лишь потом вырезают – с величайшей осторожностью и огромной силой. Попробуй-ка прорежь небольшим ножом крохотные фигурные дырочки, да еще и в нескольких слоях ткани! Процесс небыстрый – за два года жительница Рыбинска изготовила пять головных уборов.

Модель – журналист газеты Александра Белова

Работы Галины нашли признание в Москве. Три ее венца и накосник, украшающий конец девичьей косы, путешествуют по выставкам и в прошлом году завоевали третье место в конкурсе «Молодые дарования». А вот продавать свои работы Галина не спешит – слишком много вложено душевных сил.

— Они мне как дети, повторить я их не смогу. Да и делала не на продажу, а чтобы повысить мастерство, доказать себе, что могу, – рассказывает швея. Она называет любопытным цену – от 15 тысяч за венец, и желающих пока не находится.

А вот поделиться мастерством Галина готова.

С осени она начинает вести кружок кройки и шитья в ЦДЮТТ, что в поселке Волжском. И набирает взрослую группу, где планирует обучать народной вышивке. Может быть, и венцы научит делать, кто знает?

Юлия Галанцева

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме