Рыбинский театр драмы открыл новый сезон классическими спектаклями
Жаль, что у большинства зрителей не оказалось бабушкиного сундука с платьями с кринолином и кружевными накидками. Такой наряд был бы вполне уместен на открытии очередного 194-го сезона в Рыбинском драматическом театре. Почему? Да потому, что премьерные спектакли – это стопроцентная классика.
Для начала театральная труппа пустила на сцену настоящих литературных мастодонтов – Островского с его «Красавцем мужчиной» и Пушкина со «Станционным смотрителем» и «Метелью».
В этом сезоне артисты придумали новую фишку – театральную открытку, в которой зрителей приветствуют герои классических произведений и даже наше все – Александр Пушкин собственной персоной. После такого мини-представления в фойе театра хочется сделать реверанс и подать руку кавалеру для тура вальса.
Рыбинский драмтеатр не зря делает ставку на классику в начале очередного сезона. Произведения, созданные более века назад, имеют непередаваемое очарование. С одной стороны, они говорят о вечных ценностях, с другой – помогают узнать особенности быта и нравов предшествующих поколений.
Но играть классику – вовсе не значит следовать строгим канонам, можно чуть-чуть похулиганить. Видимо, так решила режиссер премьерного спектакля по произведениям Пушкина «Станционный смотритель. Метель» Наталья Николаева и добавила в классическую канву хореографические акценты под музыку Вивальди в исполнении экс-прессивной Ванессы Мэй.
В самом начале спектакля актеры перевоплотились в сумбурные мысли великого писателя, которые потом выстроились стройными рядами и легли в основу двух его бессмертных произведений. Смотреть классику, знакомую со школьной скамьи, было не скучно. Возможно, в первую очередь из-за того, что в обоих произведениях затронуты вечные темы – любви, уважения к близким, ответственности за свои поступки. Здесь сам сюжет помогает актерам справляться со своей непростой задачей. Удается ли им это? В целом – да. Хотя в некоторых моментах ловишь себя на мысли – может быть, здесь стоило сыграть более драматично.
Особенно хорошо в спектакле передано ощущение времени. Его бег, смену событий помогают увидеть движущиеся декорации, спецэффекты. В момент, когда несчастный станционный смотритель приезжает в Санкт-Петербург в поисках своей заблудшей дочери, вся сцена погружается в атмосферу Северной Пальмиры начала XIX века. Здесь снуют туда-сюда дамы в чепцах и юбках с кринолином, степенно прогуливаются городские щеголи. Довершают впечатление свисток прибывающего на станцию поезда и клубы пара, окутывающие сцену.
Режиссер не играет с визуальными эффектами, а расставляет их со вкусом и чувством меры. Сильное впечатление производит сцена разыгравшейся метели, которая охватывает и сбивает с пути одного из главных героев во второй части спектакля. Его фигура становится маленькой и нелепой в вихрях бутафорского снега и поземке из невесомого белого полотна. Его становится по-настоящему жалко. Жалко, как любого человека, мечты которого рушатся под давлением обстоятельств.
Атмосфера – это, пожалуй, главное преимущество нового спектакля «Станционный смотритель. Метель». Глядя на сцену, понимаешь, как и чем люди жили. При этом два произведения, соединившиеся в одном спектакле, звучат совершенно по-разному. История станционного смотрителя получилась драматичной, а «Метель» – наоборот – более комедийной и легкой.
Сыграв на контрасте, актеры убили двух зайцев – развлекли публику и заставили подумать над непреходящими истинами.