В каморке, что за актовым залом… нет, не репетирует школьный оркестр. Здесь оживают куклы…
Рабочее место единственного в Рыбинске художника-конструктора Сергея Ерофеева скрыто от чужих глаз. В глубине коридоров Рыбинского театра кукол в помещениях, заставленных станками и инструментами, он вдыхает жизнь в героев любимых сказок. С помощью хитроумных приспособлений, деревяшек, винтиков и крючочков мастер помогает куклам моргать глазами, открывать рот и двигать головой и ручками-ножками.
— В каждой из них есть душа, – говорит Сергей. – Но чтобы она появилась, нужны специальные механизмы. Спросите у любого ребенка, какие куклы ему интереснее: неподвижные красавицы или такие, у которых руки и ноги шевелятся? Наверняка он выберет куклу, с которой можно взаимодействовать.
Ремеслу конструктора нигде не учат, люди этой профессии – штучный товар. Зато весьма кстати на новом поприще Сергею пришелся опыт работы станочника. В далеком 95-м его родной 30-й завод стал разваливаться, зарплаты платили мизерные, и он ушел с предприятия. Хотелось чего-то творческого, да и работать с деревом ему нравилось больше, чем с металлом. Через знакомых узнал, что в театре кукол как раз освободилось место мастера-изготовителя кукол.
— Попал случайно, а задержался на 23 года, – рассказывает Ерофеев. – Моей первой куклой стал Буратино – я оказался в самом разгаре подготовки спектакля. Так я стал Папой Карло. А когда я оказался на сдаче спектакля, к которому приложил руку сам, испытал неописуемые эмоции. Как может чувствовать себя взрослый, попавший в сказку? Этот восторг у меня до сих пор.
К мастеру-конструктору кукла, а точнее, голова от нее, попадает после того, как с ней поколдует художник. Самая сложная в исполнении – тростевая кукла. Трость-гапит, как позвоночник, проходит через всю куклу. Артист при помощи пружин, металлических «суставов» и тяг, вращая зубчатое колесико у основания гапита, может поворачивать голову куклы. Все детали — металлический стержень, пружины, шарниры и стержни – Сергей Ерофеев делает сам.
Здесь нужны не только золотые руки, но и особый склад ума. Ведь перед конструктором стоит непростая задача – не просто передать внешность персонажа, но и его характер, индивидуальность.
Аккуратно вскрыв затылок, мастер помещает туда всю механику и… вуаля! – шея послушно гнется, глазки моргают, и ротик открывается. Причем каждая кукла подгоняется под актера индивидуально. Некоторым персонажам приходится оказывать скорую кукольную помощь и модернизировать устаревшие механизмы.
Перчаточные, тростевые, теневые, тантамарески, марионетки – за эти годы через мастерскую Сергея Ерофеева прошло более пятисот кукол. Но по-прежнему персонаж Буратино для него остается любимым.
В день открытия 86-го театрального сезона в Рыбинском театре кукол Сергею Николаевичу торжественно вручили Почетную грамоту Губернатора Ярославской области за многолетнюю творческую деятельность, высокий профессионализм и большой личный вклад в развитие культуры в Ярославской области. А 23 сентября Сергей Ерофеев отметил свое 50-летие.
Хороший человек с руками и творческой головой нашел себя и дарит радость детям