Избранное Темы 27 сентября 2018

Нерыбный бизнес

Алексей Алексашин о бизнесе, туристах, раскопках центра Рыбинска.

Музей «Рыбинские рыбы», торгующий сувенирами, – одно из первых впечатлений гостей Рыбинска. Он привлекает туристов не меньше европеизированной Красной площади и единственного в России памятника бурлаку.

Алексей Алексашин, владелец музея, рассказал, чем пароходные туристы похожи на стайных птиц, как гости Рыбинска реагируют на раскопанную Стоялую, и как оказался на рыбе пейзаж Константина Коровина.

— Алексей, бизнес, рассчитанный на туристов, – это выгодно или нет?

— «Рыбинские рыбы» – история не про бизнес. Вот «Бристоль» открыть проще всего – и это про бизнес. У наших соседей на Стоялой улице, торгующих спиртным, все классно: в баре круизного теплохода алкоголь дорогой. Туристы протоптали в магазин дорожку, толпой выходят оттуда со звенящими сумками. А для нас коммерческая составляющая дела – не ведущая.

Мы занимаемся сувенирами, потому что горячо любим наше дело, как ребенка. В сфере народных промыслов нелегко прожить, занимаясь чисто предпринимательством. Сегодня наша задача, как бы громко это ни звучало, – поднимать национальную идентичность, хотя бы в масштабах малой родины, Рыбинска.

А когда возрождаешь народные промыслы, сразу выйти на окупаемость нереально. Поэтому мы пять лет как перешли к формату некоммерческой организации. Правда, до этого «Рыбинские рыбы» росли, набирали силы. И в НКО мы вошли со зрелым продуктом.

 

— А чего хочет турист?

— Турист хочет видеть исконное, присущее только этой местности, этому городу. Ему важно увезти кусочек местности, где он побывал. Не китайский магнитик, а что-то аутентичное. Если везде все одинаковое – зачем ехать куда-то?

Помню свое разочарование, когда мне из Парижа привезли миниатюрную Эйфелеву башню, и на ней надпись «Китай». Наш новый проект «Volga stone» (волжские камни) родился после взгляда на холодильник, где печально разместились двадцать одинаковых пластиковых квадратиков, купленных в память о поездках. И мы решили рисовать рыбинские пейзажи на гальке. За сезон-2018 туристы раскупили больше тысячи рыбинских камушков.

Моя мечта – объединить усилия рыбинских ремесленников и возрождать исконно рыбинские промыслы. По себе пока чувствую – не хватает знаний. Изучаю сейчас книгу 1902 года про рыбинских кустарей – нащупываю корни. Планируем начать выпуск рыб с традиционной для наших мест гаютинской росписью. Очень красивая – как алая клюква на зеленом мху.

— Ваши расписные рыбы не раз занимали призовые места на российских конкурсах. В Рыбинске много талантливых мастеров. Почему их не видно, как вы думаете?

— Важно не сидеть на месте, а пиариться. Мы возим наших рыб на все выставки и конкурсы, куда можем доехать. Мало быть талантливым, надо иметь энергию двигать свою продукцию. И вот результат: скоро в Ялте состоится фестиваль памяти Константина Коровина. Наша рыба станет призом для победителя. Сегодня мы расписываем коровинским пейзажем нашу волжскую рыбку. Это интересный опыт.

При этом мы нацелены на сотрудничество с местными ремесленниками. В меру сил помогаем рыбинским мастерам: недавно взяли у бабушки брелоки в виде вязаных валеночек на реализацию. Нашлось место и для продукции резчика по капу – наросту на карельской березе.

— А что за новинка – посткроссинг, который вы развиваете?

— Обмен открытками. Позабытое увлечение из эпохи без интернета, которое вновь входит в моду. И пока старшее поколение осваивает Яндекс и Скайп, молодежь отправляет друг другу бумажные открытки. В этом году у нас скупили все открытки с видами Рыбинска, чтобы отправить друзьям. «Посмотрите, где я был» – таков посыл. Даже если открытка дойдет через неделю после возвращения домой, все равно приятно.

А развиваем мы это направление так. Гости часто спрашивали о ближайшем почтовом ящике. И мы повесили ящик Почты России на стене музея. Мелочь, а приятно. Людям нравится комфорт, они замечают, если о них позаботились. И запасы открыток пополним на следующий сезон. Гостей ждут сюрпризы: например, не только фото с видами Рыбинска, но и живописные изображения города авторства известных художников.

— Уже год в здании «Рыбинских рыб» расположен туристический информационный пункт. Что-то поменялось для вас за это время?

— Этот год занимаюсь тем же самым, чем и всегда: отвечаю на вопросы гостей Рыбинска. Каждый второй турист и так шел к нам с вопросами: куда пойти, что посмотреть, где перекусить? У меня за пять лет уже жесты отрепетированы: направо – бурлак, налево – водопроводчик, вниз – Лев Ошанин.

А тут, получается, мы с областным департаментом туризма оформили отношения официально (смеется). Но опять же на некоммерческой основе – нам не платят ни туристы, ни департамент.

Что изменилось? Мы начали вести статистику туристов по городам. Ненавязчиво расспрашиваем гостей. Чаще всего в Рыбинск едут из столиц – Москвы и Питера. Вторые по частоте гости – местные туристы из Ярославля и области. Нередко приезжают из соседних областей – Вологда, Кострома. Недавно были байкеры из Владивостока – но это редкость, конечно.

Иностранцы заходят: итальянцы, французы. И такие неожиданные сувениры берут, надо сказать. Лежал на витрине магнит – снегирь на заснеженной ветке. Я думал, никому он летом не нужен. Взяли! Для них это экзотика.

— Весной туристический сезон в Рыбинске задержал недостроенный причал. Как вы пережили отсутствие теплоходов?

— Я не особо заметил. Мне лично по душе автомобильный турист. Объясню. У орнитологов есть такая фишка: птицы в стае резко тупеют. Ими руководит коллективный разум, вот есть головной гусь – за ним, не думая, летит вся стая. То же самое с пароходным туристом. Автомобилист – человек вдумчивый, часто он – блогер, у него четкий план, есть цель.

Он заранее смотрит карту, читает о городе, ищет интересные фишечки, уникальные местные товары. С ним очень приятно работать, он замотивирован, готов к восприятию информации. Мне остается лишь что-то дополнить.

Таких осознанных туристов стало больше. Люди последние 5 лет охотно разворачиваются в сторону внутреннего туризма. И дело не только в кризисе или напоре государственной политики патриотизма. Я – не квасной патриот, не норовлю нацепить лапти и уехать в глушь, зимой и мы семьей греемся в Турции. Но у нас в стране столько всего! Она такая большая и красивая!

И наконец-то это стали ценить сами россияне. Многие с удовольствием ездят на Алтай, на Камчатке и Сахалине я бы сам побывал – посмотрел бы лежбище морских котиков. И региональные политики это понимают – развивают внутренний туризм, налаживают инфраструктуру, учатся заботиться о туристах. И приезжать стали чаще. За 5 лет число гостей у нас увеличилось процентов на 25%.

— Расскажите, а как туристы реагируют на преображение исторического центра Рыбинска?

— Ни разу я не слышал, чтобы приезжие роптали: «Вот, раскопали – не пройдешь». Они видят, что город меняется к лучшему. Хвалят чистоту, ухоженность Рыбинска. Понятно, что пока восстановление исторического центра в самом начале. Но я, с детства живущий в Рыбинске, не помню перемен столь масштабных.

И сколько бы ни судачили в соцсетях рыбинцы, которым, помимо ветшающего центра, безусловно, видны и другие городские проблемы, даже им сложно отрицать – сегодня совершается большое дело. И совершается оно не только для туристов, а в первую очередь для нас с вами, для наших детей.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме