Они стоят между преступниками и честными гражданами. Защищают, предотвращают, ведут к неизбежному наказанию. Какие они – оперативники уголовного розыска?
На рабочем столе заместителя начальника рыбинской полиции по оперативной работе подполковника Михаила Петрова почти непрерывно трещит рация. Он привык постоянно быть в курсе всего, что происходит в Рыбинске в текущий момент. По словам Петрова, неравнодушное отношение к своему делу, желание помочь людям – отличительные черты настоящих оперативников. Без них оперативным сотрудником не стать, поэтому случайных людей под началом подполковника нет.
Своих коллег Михаил Петров называет людьми, преданными делу, и искренне негодует на негативное отношение граждан к служащим в погонах. Те, кто добросовестно выполняют свою работу, не привлекают внимания, но любой промах становится предметом для нелестных выпадов в сторону полицейских.
В своих сотрудниках он уверен на все 100%. Сейчас у него в подчинении около 70 человек, и случайных людей среди них нет.
— По-другому и быть не может. Работа сложная, напряженная, требующая внимательности, самоотдачи. Поэтому здесь остаются люди, которые могут и хотят помогать тем, кто попал в беду, – говорит подполковник. Он сам подает пример своим подчиненным – приходит на работу в семь утра и уходит в восемь вечера. Даже дома, перед сном, он всегда звонит в дежурную часть и узнает, какие сообщения поступили после его ухода с работы.
Михаил Петров пришел в полицию в 1993 году. Начинал с патрульно-постовой службы, через год стал оперуполномоченным уголовного розыска, затем постепенно продвигался по служебной лестнице и вот уже несколько лет занимает эту должность.
— Самое главное в работе – коллектив. Людей, которые работают под моим началом, отличает обостренное чувство справедливости. Уголовный розыск – передовой край борьбы с преступностью. Именно от работы оперов зависит успешное раскрытие преступления. На них лежит большая ответственность и за то, как пойдет дальнейшее расследование уголовного дела. К собранной информации нужно подходить ответственно и вдумчиво, обращать внимание на каждую мелочь. Если дать себе слабину, в чем-то пренебречь своими обязанностями, раскрытие самого очевидного преступления может зайти в тупик, – говорит Петров.
Несмотря на ответственную должность, Петров по-прежнему остается самым обычным опером. Через него проходят практически все дела, которые ведут его подчиненные. Они отвечают за весь спектр совершаемых преступлений – от краж имущества до убийств. На данный момент исключение составляют только экономические преступления. Кражи, грабежи, убийства, мошенничества совершались и 10, и 50 лет назад – тут все остается неизменным. А вот специфика криминальных деяний, с которыми сталкиваются опера, постоянно меняется.
— Преступность трансформируется, все чаще злоумышленники используют современные технологии, в том числе интернет. Сейчас очень много краж с банковских карт, индивидуальных банковских счетов граждан. Преступники используют вредоносные программы, к которым восприимчивы различные гаджеты, – рассказывает Петров.
Преступники больше не срывают норковые шапки с людей на улицах, почти не воруют урожай с огородов, значительно сократилось число квартирных краж, но именно кражи по-прежнему составляют большую долю в структуре преступлений.
Петров говорит, что сейчас в среде преступников немало людей умных, образованных. В сфере интернет-технологий нечестного отъема денег у граждан нельзя быть безграмотным. Поэтому вдвойне обидно, что порой светлые головы занимаются столь недостойным делом. Причем речь идет о молодых людях, которым нет и сорока лет.
— Просто сейчас они хотят все и сразу. Накопить честным способом на машину, квартиру и дом многим кажется чем-то архаичным. Вот и встают на путь преступлений, – объясняет тенденции Михаил Петров.
Дела, связанные с киберпреступлениями, представляют особую сложность для его подчиненных. Зачастую преступники, которые выманивают деньги у доверчивых граждан в Рыбинске, находятся за пределами нашего региона. В таких случаях операм приходится выезжать в командировки по всей стране. Неотвратимость наказания должна быть обязательно, без этого нельзя. Преступник непременно должен расплатиться за содеянное, иначе он будет совершать все новые и новые преступления.
Живописать преступления, в раскрытии которых участвуют оперативники, Михаил Петров не любит. Отнекивается, дескать, столько их было, что не запомнишь, и добавляет, что таких громких, как заказные убийства, которыми традиционно интересуются журналисты, в Рыбинске не было уже лет десять.
Но об одной криминальной серии все-таки рассказывает:
— В 2012 году началась череда преступлений, которые нам удалось раскрыть только год спустя. Преступник предлагал пожилым одиноким людям поменять водяные счетчики, брал деньги на расходные материалы и исчезал. Мы долго пытались поймать этого человека. Основная проблема заключалась в том, что он бывал в Рыбинске наездами, успешно гастролировал и по другим городам. О том, что он вновь появился в наших краях, оперативники узнавали по однотипным заявлениям от обманутых граждан, поток которых возобновлялся каждые месяц-два. Оперативники сбились с ног. Помню, мы составили карту с районами Рыбинска, датами инцидентов, домами, где они произошли. Мы не могли понять систему, ход мыслей преступника. После двух-трех «подвигов» он словно уходил под воду. Но нам все-таки удалось задержать гастролера, на его счету к тому времени был уже не один десяток преступлений. А выискивал он своих жертв — по запаху старости и одиночества — принюхивался под дверями квартир.
…Лет пятнадцать назад количество преступлений в разы превышало сегодняшние криминальные показатели. Если сейчас совершается в среднем 2,5 тысячи преступлений в год, то раньше эта цифра достигала 9 тысяч. Однако профессия «сотрудник уголовного розыска» была нужна и важна как сто лет назад, так и сейчас. «Эра милосердия» наступит еще не скоро, если наступит вообще.