Можно ли пить «чуть-чуть» и не считать себя алкоголиком?
Рассказывает рыбинский борец с пьянством Игорь Мазилов
Кто такой пьяница? Большинство ответит на это вопрос однозначно – человек, который в больших количествах употребляет крепкий алкоголь, имеет от него зависимость и, скорее всего, нуждается в лечении.
Иное мнение у людей, которые помогают избавиться от нездоровой тяги к вину и водке. К примеру, участники благотворительной организации «Здрава» и движения «Трезвый Рыбинск» считают: даже те, кто изредка употребляет спиртные напитки, находятся в зоне риска. С одним из них, Игорем Мазиловым, мы побеседовали на тему, можно ли пить в меру.
Отношение к всевозможным обществам трезвости у наших людей неоднозначное. У большинства они вызывают подозрение, дескать, какие методы используются, для того чтобы якобы избавить людей от пагубной привычки к алкоголю, табаку и наркотикам. Если они действенны, то почему проблема алкоголизации до сих пор не решена?
Несмотря на скептицизм общества, «противоалкогольные» организации существуют и даже имеют длинную историю. Например, Ярославская региональная благотворительная организация «Здрава» действует уже почти тридцать лет.
Здесь не кодируют и не запугивают – не пей, дескать, а то умрешь.
— В работе используется уникальный метод нашего соотечественника – кандидата биологических наук Геннадия Шичко, – рассказывает один из последователей методики Игорь Мазилов. – Способ исцеления от алкоголизма он начал обдумывать еще в 40-х годах двадцатого века после того, как не раз видел, как пагубно алкоголь влияет на человека. Он сам стал жертвой этого порока. В 1943 году под Сталинградом он получил ранение и попал к хирургу, который оперировал в пьяном состоянии. Нетрезвый врач допустил ошибку, в результате Шичко до конца жизни не мог сгибать ногу.
По мнению ученого, избавиться от алкогольной зависимости можно только благодаря сознательной работе над собой. Она необходима для очистки алкогольного сознания, избавления от так называемой «питейной запрограммированности». По глубокому убеждению автора, под воздействием внешней среды подобная программа закладывается в каждого человека. Факторами же программирования могут быть и семейные традиции, и круг общения, и общественное мнение.
По мнению последователей Шичко, человек, склонный к питейной запрограммированности, употребляет алкогольные напитки, так как полагает, что это вполне обычное, заурядное явление. И в этом нет ничего дурного, и не видно никаких угроз.
Да и правда, кто будет сокрушаться из-за нескольких бокалов вина раз в месяц? Между тем, видимо, не зря в народе бытует выражение «Человек пьет только один раз в жизни, а в остальное время только похмеляется». Его смысл становится понятен, если знать, что любая, даже самая небольшая доза алкоголя выводится из организма более двадцати дней. Получается, что даже маленькая рюмка раз в месяц поддерживает в крови определенный уровень этанола – основного вещества, содержащегося во всех алкогольных напитках.
— Фактически этиловый спирт от метилового, считающегося сильнейшим ядом, отличает лишь один атом водорода, – говорит Мазилов. – Сам по себе этанол классифицируется как депрессант – психоактивное вещество, угнетающее центральную нервную систему человека. При этом в обществе существует устойчивый миф о том, что это пищевой продукт. Посмотрите, сейчас алкоголь продают в любом продуктовом магазине. Тем самым словно подчеркивают безопасность напитков, в которых он содержится. Между тем люди, занимающиеся проблемой алкоголизации, считают употребление одурманивающих средств патологией. В природе человека заложен только трезвый образ жизни. С точки зрения физиологии алкоголь наносит большой ущерб организму. Являясь мощным обезжиривателем, он лишает клетки их природной защиты, в результате человеческие органы начинают страдать от различных патологий.
Описывать методику, носителем которой в Рыбинске является Мазилов, досконально нет смысла.
В обществе слушателей вооружают знаниями, как алкоголь действует на человека. Образование идет по нескольким основным направлениям – физиологии, социологии и геополитики.
Такую работу важно и нужно вести, считает Игорь и приводит в доказательство факты:
– Всемирная организация здравоохранения говорит, что среднедушевое употребление свыше 8 литров алкоголя в год на человека ведет к вымиранию нации. Для такого расчета берется весь произведенный и завезенный в страну алкоголь и делится на количество населения страны, в том числе беременных женщин, стариков и младенцев. В нашей стране наблюдались периоды, когда эта цифра была ниже 5 литров в год. Тогда государство жестко ограничивало продажу алкоголя. Но начиная с 60-х годов прошлого века метка начала неуклонно расти. После того как в 90-х были сняты госрегулирование и госмонополия на производство алкоголя, когда спирт продавали на остановках общественного транспорта, употребление выросло до 26 литров на человека в год. И сейчас этот уровень остается достаточно высоким.
По мнению Мазилова, в нашей стране проблеме алкоголизации населения уделяется слишком мало внимания. Любые законы, призванные ограничить употребление спиртных напитков, принимаются с «поправками» мощного лобби производителей алкоголя.
А в Швеции, например, на 40 тысяч населения приходится один алкомаркет. Причем расположен он за пределами города и работает с четырех до восьми часов вечера.
— Мало того, что в Швеции соблюдают жесткий возрастной ценз, сведения о каждом покупателе, приобретшем спиртное, тут же отправляются в полицию. Так, на всякий случай, — мечтательно рассказывает Игорь. — А у нас магазины с алкоголем практически на каждом шагу. По статистике, одна точка продажи на 300 человек. Сейчас алкоголь предлагают продавать через интернет, с доставкой на дом. Что толку тогда ограничивать время его продажи в розничных магазинах, если одним кликом можно вызвать курьера с бутылкой горячительного?
Ну а если человек выпивает «в меру»? Контролирует себя и не собирается употреблять водку литрами?
— Но при этом он должен понимать, что это яд, пусть и в микродозах, — парирует Мазилов. — Раньше все называли своими именами. Посмотрите название ГОСТа на этиловый спирт 1972 года. По определению это легко воспламеняющаяся бесцветная жидкость с характерным запахом, относящаяся к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а потом паралич нервной системы. Спустя десять лет из этого определения убрали фразу про паралич нервной системы. А ГОСТ 1993 года уже и вовсе перестал относить алкоголь к сильнодействующим веществам. По всей видимости, это произошло в связи с приватизацией алкогольной отрасли. Частным производителям было неудобно выпускать продукцию, сделанную из наркотика.
Факты, о которых рассказывают на курсах трезвости, – общедоступная информация, которую можно найти в интернете. Другое дело, что об этом не говорят с широких экранов и никак не акцентируют внимание на вреде спиртных напитков.
— Говорить об этом не выгодно, ведь алкоголь создают для того, чтобы продать и получить прибыль, – говорит Игорь Мазилов. – Это очень прибыльный бизнес с минимальными затратами на производство. По размаху он опережает производство оружия и продажу наркотиков. Прибыль в том числе идет на поддержание интереса к крепким напиткам, а точнее, красивой жизни, с которой они прочно ассоциируются. Особенно у молодежи. Не менее страшное явление – алкогольный юмор. Рассказывая шутки и анекдоты про пьющих людей, мы тем самым высмеиваем потенциальную опасность, словно обезвреживаем ее в своих глазах.
Последствия легкого отношения к алкоголю Мазилов видит постоянно. Он сам в свое время избавился от пагубной привычки, осознав, что не хочет, чтобы на нем кто-то наживался, и совсем не готов причинять вред своему организму. И теперь он рассказывает о том, как помогает другим бороться с пьяным образом жизни:
— В большинстве случаев к нам приходят люди, которые уже имеют серьезные проблемы с алкоголем. Один участник, крупный бизнесмен из Рыбинска, имел привычку каждый вечер после работы выпивать пол-литра водки. Дескать, это его расслабляло. Опасное заблуждение считать, что такой способ помогает. Есть масса других возможностей восстановить свои силы. Впоследствии люди это сами прекрасно осознают. Один мужчина сказал, что, перестав пить, увлекся чтением – за несколько трезвых месяцев прочитал книг больше, чем за все предыдущее время. Лично я начал изучать арабский язык.
Алкоголизм в нашем обществе принято считать болезнью, которую нужно лечить. Мазилов же считает, что это психологическое состояние, и для того чтобы начать новую жизнь, нужно лишь осознать простой факт – «мне нужна помощь». Но многим непросто признаться в том, что у него есть проблемы, решить которые самостоятельно он не может.
— Поэтому на курсы трезвости обращаются родственники пьющих людей. 80% звонков поступает от пожилых матерей, которые не знают, как спасти своих детей от пристрастия к крепким напиткам. Истории, которые они рассказывают, очень похожи. При этом сейчас все чаще в них фигурируют женщины, – говорит Игорь. – Слабый пол не отстает от сильного в стремлении выпить. Объяснения на выбор – расслабиться, попробовать что-то новое, следовать моде. Грустно? Возможно. Но это уже совсем другая история.
В ГОСТе 1972 года этиловый спирт – это легко воспламеняющаяся бесцветная жидкость с характерным запахом, относящаяся к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а потом паралич нервной системы. Спустя десять лет из определения убрали фразу про паралич нервной системы. А ГОСТ 1993 года уже и вовсе перестал относить алкоголь к сильнодействующим веществам
Рекламная статейка Мерзликина.Очередная организация созданная по отьему денег, под видом лечения от алкаголизма.Но почему то не назван тариф.Судя по рекламе вероятно2500р за сеанс.Основная ваша цель доход,треэвым образом от вас и вам подобным и не пахнет.