Виктор Кузин помнит времена, когда на Рыбинском моторостроительном заводе работали 50 тысяч человек, а с конвейера предприятия ежемесячно сходили более сорока двигателей – за станком он уже целых полвека
Высокий, подтянутый и очень скромный Виктор Михайлович скорее походит на интеллигентного профессора. И даже руки не выдают тяжелых будней станочника.
Придя на завод в 17 лет учеником токаря, он освоил еще несколько рабочих специальностей: слесаря, фрезеровщика, расточника.
— Я родился в Арефино, семья была большая – родители и четверо детей. Жили скромно, поэтому и решил освоить рабочую профессию, чтобы всегда на кусок хлеба заработать. Дядька помог устроиться. Сразу после армии, прямо в кирзовых сапогах, я в феврале 1972-го пришел в только открывшийся 57-й корпус завода и задержался здесь на всю жизнь, — рассказывает Виктор Кузин. – Оборудования еще толком не было. А вот заказов хватало. Работали на оборонку и гражданку. Делали дизели, сепараторы и много чего еще. 40 авиадвигателей в месяц было нормой. А когда страна готовилась к Олимпиаде, вообще выпускали по 60 движков для ИЛов. Станки не выключались круглые сутки, мы менялись, сверхурочили ночами. Любой заказ – огромная ответственность. От технологии отступишь – получишь брак. Тут не до сна, если сроки жесткие. Бывало, перерабатывали по 120 часов в месяц.
Виктор Кузин работы никогда не боялся. В тяжелые 90-е, когда производство останавливалось, а зарплаты не платили, шел строить дома и красить заборы – нужно было кормить троих детей. Правда, без гула станков и запаха металла быстро становилось тоскливо.
У кого-то режимное предприятие вызывает ассоциации только с высоким забором и строгой трудовой дисциплиной, а для Виктора Михайловича завод стал вторым домом.
— Трудиться нужно добросовестно и с душой, тогда и работа будет в удовольствие, какая разница где? – рассуждает он.
За эти годы Кузин не раз награждался знаками отличия и грамотами. Он один из немногих имеет орден Трудовой Славы III степени.
Сейчас ветеран труда работает расточником. Признается, что зрение уже не такое острое, как прежде, да и усталость накопилась, сверхурочить приходится до сих пор. Говорит, пора бы и на отдых, но руководство ценного кадра не отпускает – непросто нынче найти замену столь опытному и ответственному за качество выпускаемой продукции сотруднику.
— Все лето супруга на даче, а я – у станка, — улыбается Виктор Михайлович. – Времени свободного почти нет, но, если выдается выходной, провожу его на своем приусадебном участке. У меня большая семья, шестеро внуков, так что на заслуженном отдыхе скучать не придется. Хотя точно знаю – завода мне будет не хватать.
Низкий поклон, респект и уважуха этому русскому мужику на которых держится страна. А нынешние особи мужского пола-перекупщики и посредники с куплеными дипломами и др. — это балласт.