Бюджет-2019: о прибылях и потерях, источниках доходов и программах развития, зарплатах бюджетников и муниципальном долге рассказывает Дмитрий Рудаков
Рыбинск, как и любое предприятие, живет по финансовым правилам. Собирает деньги за свои услуги, заказывает работы, платит зарплаты. Он планирует свои доходы и расходы и тщательно сопоставляет – хватит ли ему финансовых ресурсов на все, что обязательно, и что просто очень хочется жителям.
Такой план Рыбинск принимает один раз в год. Бюджет разрабатывается финансистами практически по бухгалтерским правилам. Только прибыли и убытки считаются не по факту окончания финансового периода, а накануне его наступления.
Сейчас город стоит на пороге принятия бюджета на 2019-й и плановый период 2020-2021 годов. О том, что изменилось в финансовом положении Рыбинска по сравнению в текущим годом, на что хватит денег, и какие планы пока остаются перспективными, рассказывает первый заместитель главы Дмитрий Рудаков.
— Дмитрий Станиславович, как бы вы коротко назвали бюджет 2019 года?
— Реальным, но довольно оптимистичным. Мы не стали брать худшие варианты развития событий, но и не положились на чудо. Бюджет рассчитан на нужды людей. Самые необходимые требования – зарплата бюджетников, содержание улиц, ЖКХ… Но не только. У нас появились возможности направить больше усилий на программы развития.
— Неужели стало больше денег?
— Да, хотя и не на много. В Рыбинске растут собственные доходы, и увеличиваются ассигнования областного и федерального бюджетов. Доходы и расходы в стартовом бюджете 2019 года составят 5 млрд 473 млн рублей. Для сравнения: в стартовом бюджете 2018 года – 4 млрд 915 млн. Во-первых, мы вошли в несколько федеральных целевых программ, что позволило получить финансирование на строительство школы, ясельных групп, берегоукрепление. Во-вторых, по сравнению с текущим годом мы планируем рост поступлений налога на доходы физических лиц на 53 млн рублей. Это происходит за счет роста зарплат на предприятиях и запуска нескольких инвестиционных проектов – появляются новые рабочие места, новые доходы населения, а значит, растет НДФЛ – наш основной источник пополнения казны.
Кроме того, областной департамент финансов увеличил на 2019 год размер бюджетной обеспеченности на жителя Рыбинска, в результате дотации на выравнивание из регионального бюджета выросли до 149 млн, в 2018 году эту сумма составляла 131 млн.
— Уровень бюджетной обеспеченности для Рыбинска многие годы был низким, как удалось доказать необходимость его увеличения?
— Работа с областным депфином строится конструктивно. К нам есть доверие, мы осваиваем деньги, выделенные областью, сроки не срываем, к качеству глобальных претензий нет. Да, я считаю это достижением команды администрации – появилось доверие к нашей работе, увеличились ассигнования.
— На что Рыбинск собирается потратить доходы, в том числе дополнительные?
— Дополнительные доходы позволяют сделать инфраструктурные вложения: школа на ул. Тракторной – 290 млн, берегоукрепление от Средней Казанской улицы до стрелки Черемухи – 104 млн, строительство двух ясельных групп – 15 млн, программа переселения из непригодного жилого фонда – 3,5 млн, продолжение газификации частного сектора – 2,6 млн. В основном эти работы финансируют вышестоящие бюджеты, вклад Рыбинска, например, в программу берегоукрепления – 13,6 млн. А это очень важная часть работы – не выполнив берегозащитные мероприятия, мы не сможем приступить к благоустройству территории.
— Будут ли продолжены ремонты дорог?
— Будут обязательно, переговоры по поддержке из федерального бюджета еще ведутся, окончательная сумма не определена, но это позволит начать ремонт второстепенных улиц и тротуаров. Кроме того, в бюджете 2019 года заложено финансирование нового дорожного строительства – 42 млн на завершение проекта дороги и транспортной развязки на Ворошилова-Черепанова-Суркова.
— Недавно администрация объявила тендер для подрядчиков на строительство нового кладбища.
— Это важная история бюджета, поскольку Южное кладбище уже давно переполнено. Мы заложили на 2019 год 32,5 млн рублей на строительство кладбища в районе Глушиц. Проектно-строительная документация уже прошла госэкспертизу, и мы объявили конкурс раньше, чтобы подрядчик не терял время и приступил к работам уже весной. Земля под новый городской погост Рыбинску досталась бесплатно при поддержке областного правительства. На этом мы сэкономили порядка 30 млн рублей – такова потенциальная стоимость продажи земельного участка.
Кроме этих проектов, на плановый период 2020 и 2021 годов в бюджете – разработка ПСД на строительство еще одной новой школы – в Прибрежном, берегоукрепление в районе ДК «Вымпел», газификация частного сектора и другие адресные инвестиционные программы.
— Расскажите о социальных обязательствах бюджета.
— Это основная часть наших бюджетных затрат. С начала 2018 года мы повышаем зарплаты самых незащищенных работников бюджетной сферы – нянечек, уборщиц в детских садах, обслуживающего персонала в учреждениях образования, спорта, культуры и других. Это повышение проведено в три этапа – в 2017-м, 2018-м и с 2019 года. Всего зарплаты этих категорий работников повышены в полтора раза за два года.
В сравнении с текущим годом выросли ассигнования управлению культуры – с 194 млн в 2018-м до 203 млн в 2019 году, департаменту спорта – с 259 до 262 млн, департаменту образования – с 579 до 604 млн. Плюс за счет областного бюджета на треть увеличена зарплата работников культуры. Второй год областной департамент финансов не сваливает нам на плечи исполнение майских указов президента, нам выделяют почти 50 млн рублей – это для Рыбинска существенная сумма.
— А что с зарплатами чиновников и расходами на содержание администрации и Муниципального Совета?
— Они остаются на уровне прошлых лет, эти расходы мы не увеличиваем. Более того, в 2017-2018 годах мы дважды уменьшали расходы на содержание муниципальных служащих.
— Расскажите про долги Рыбинска. Администрацию часто обвиняют в том, что они не сокращаются.
— Цифры говорят о другом. Заранее скажу – они не критичные и нас не пугают. На 1 января 2019 года мы планируем такие показатели: банковские кредиты – 1 млрд 90 млн, бюджетные кредиты – 292,5 млн, бюджетные гарантии – 41,6 млн рублей.
— Какие долги удалось уменьшить?
— Это кредиты коммерческих банков. Мы приняли город с долгом перед банками в 1 млрд 200 млн рублей. За счет замещения бюджетными заемными средствами и погашения кредитов сейчас мы выходим на сумму 1 млрд 90 млн. Кому-то эта цифра покажется непосильной. Я могу назвать ее рабочей. Почти все коммерческие кредиты мы реструктурировали под более низкие обязательства – ключевая ставка Центробанка плюс один процент. В результате обслуживание долга снизилось со 170 млн до 124 млн в год. Это те деньги, которые мы обязаны выплачивать в определенные сроки при любых обстоятельствах.
С основным долгом мы пока не собираемся расставаться. Почему? Для этого надо было бы оставить без денег весь город, чтобы рассчитаться с банками. Наличие коммерческих кредитов – нормальное состояние бюджетов большинства муниципальных образований. И нас они не пугают.
— Вы берете новые коммерческие кредиты для города?
— Ни одного за все время работы в администрации. Все долги достались нам в наследство. Мы уменьшили ставки по ним, продлили сроки выплат на три года, чем сузили сферу риска для города. Новых не брали. Хотя я считаю нормальным, когда под развитие привлекают заемные деньги. И, наверное, так и поступил бы, если бы финансовое состояние Рыбинска было лучше. Но только при понимании окупаемости бюджетных инвестиций за счет этих кредитов. На проедание кредиты брать нельзя. Пример окупаемых бюджетных инвестиций – вложения в новые дороги в частном секторе. Они окупаются из продажной стоимости земельных участков рядом с такими дорогами.
— Сумма бюджетного кредита тоже немаленькая.
— Бюджетный кредит – это своего рода финансовая поддержка государства, проценты по нему самые низкие, сроки приемлемые, поэтому эти долги нас волнуют гораздо менее коммерческих.
— Что происходит с кредиторской задолженностью перед поставщиками?
— Сейчас она составляет 200 млн. Много? А была 600 млн. 200 млн – тоже гиря на финансах, но уже не такая значительная. Раньше у меня на столе лежали длинные списки исполнительных листов и протестов прокуратуры, сейчас это редкое явление, мы стараемся платить подрядчикам вовремя. Долги закрыли в основном за счет продажи имущества. Департамент недвижимости два года выполняет планы на сто процентов. Это сложно по очевидным причинам – недвижимость не продается годами, поскольку качество оставшихся в собственности Рыбинска зданий низкое. Но такие проекты, как реконструкция Красной площади, Стоялой улицы, оживляют рынок. Мы 4 года не могли продать 14-й дом на Стоялой, а сейчас уже появились потенциальные покупатели. То же самое происходит с недвижимостью в Преображенском переулке.
— В составе муниципального долга есть бюджетные гарантии – 41,6 млн рублей.
— Гарантия – 55 млн – была выдана ПАТП-1 для оздоровления предприятия. Сейчас она уменьшилась до 46,1 млн, ПАТП-1 выбралось из финансовой ямы, рассчитавшись с налоговой задолженностью. Сегодня у предприятия – банковские кредиты, обеспеченные муниципальной гарантией. Оно уже может начинать лизинговые программы по приобретению нового транспорта. И надо понимать, что банковская гарантия – это не выдача из бюджета денег, ПАТП-1 само расплачивается по кредитам, уменьшая одновременно и размер муниципальной гарантии.
— Все это звучит довольно оптимистично.
— Я рассказываю о том, что мы уверенно выполним. Но в Рыбинске – масса проблем, на которые в бюджете нет денег. Между тем бюджетные доходы могли быть больше. Снизились поступления по единому налогу на вмененный доход. Связано это с введением онлайн-касс. Предприниматели получают за применение касс льготу по ЕНВД за счет местного бюджета. Кроме этого, многие переходят на упрощенную систему налогообложения, а это уже доходы субъекта федерации. В результате мы теряем около 20 млн.
Есть потери от предоставления бесплатной земли льготной категории граждан – все имеет свою цену. «ОДК-Сатурн» снизил кадастровую стоимость земли – бюджет Рыбинска потерял 15 млн рублей.
— Как вы «заклеиваете» эти бюджетные дыры?
— Перекрываем доходами. А могли бы начать строить еще одну школу или дорогу. Но тем не менее мы справляемся. За счет чего? За счет напряженной работы. Пример – ДИЗО, который два года перевыполняет план, хотя раньше процент выполнения был низким. Так же настроены и остальные подразделения администрации.
За каждой программой стоит труд многих людей. Отношения с областными структурами, подготовка обоснований необходимости получения Рыбинском денег, распределение финансов, выполнение социальных обязательств – все это, поверьте, дается непросто. Бюджет 2019 года просчитан до копейки при нулевом дефиците. Если у кого-то появится желание включить в него дополнительные расходы, он должен будет найти и дополнительные доходы. Мы этого не сделаем, уже все учли, нам даже перекинуть с одной статьи расходов на другую не удастся, настолько все плотно расписано.
— А если все-таки в течение года появятся неожиданные деньги?
— Будем строить дороги, продолжим реконструкцию центра, вложим эти деньги в те проекты, которые дадут Рыбинску дополнительный эффект в виде доходов от продажи имущества, появления новых рабочих мест, привлечения инвесторов.
Бюджет – это планирование доходов и расходов. Расходы должны совпадать с финансовыми возможностями, иначе рост долгов неизбежен. Очень не хотелось бы с этим столкнуться.