Троллейбусное предприятие Рыбинска ищет постановление городской администрации, которого не было. И не могло существовать
Первые дни января ознаменовались странной неразберихой в транспортной сфере Рыбинска. Тарифы повысились с 1 января — автобус до 22 рублей, троллейбус — до 20-ти. Но не для льготников.
До шестого января рыбинские льготники ездили по старинке: с их транспортных карт списывали плату по прежнему тарифу. Причина – ненастроенные валидаторы, считывающие устройства в руках кондуктора. Их программирование – обязанность «Яроблтранскома». Сейчас недоразумение устранено. Но, как говорится, осадок остался.
По словам троллейбусников Рыбинска, за пять дней из-за ненастроенных валидаторов они потеряли 55 тысяч рублей. В потерях «Рыбинскэлектротранс» напрямую обвиняет администрацию Рыбинска.
В интервью нашим коллегам, информационному порталу «Черемуха», гендиректор предприятия Владимир Матросов поясняет – рыбинский департамент ЖКХ, транспорта и связи не прислал в Ярославль официальный документ об изменении тарифа.
Портал трактует это как «отказ администрации от установления тарифа». Со слов журналистов, транспортное предприятие даже пожаловалось в прокуратуру на муниципальный орган власти: «направили в прокуратуру просьбу проверить правомерность отказа мэрии от установления тарифа».
— В «Яроблтранскоме» списание средств по старым тарифам объяснили отсутствием официального документа со стороны администрации города об установлении стоимости проезда в Рыбинске. С точки зрения оператора — и мы с этим согласны — помимо постановления областного департамента ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов о предельных тарифах, должен быть документ местных властей, — цитирует «Черемуха» гендиректора. Троллейбусники грозят судом, кому именно, пока неясно.
В администрации Рыбинска нам объяснили: они не были обязаны посылать документы об изменении тарифа в Ярославль. Более того, муниципалы просто не в праве это делать.
О позиции «Рыбинскэлектротранса» сотрудники рыбинского департамента ЖКХ узнали из рыбинских СМИ. Официальных бумаг с претензиями и жалобами от троллейбусников не поступало. Узнали – и очень удивились. Не в полномочиях муниципалов выпускать подобные документы. Об этом говорят сразу два федеральных закона – ФЗ 220 и ФЗ 131.
— Утверждение тарифа – это полномочия областного департамента ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов. И принятие любых бумаг по этому поводу: приказов, распорядительных актов – тоже прерогатива области. Органы местного самоуправления не имеют права ни устанавливать тариф, ни принимать официальные постановления по этому вопросу, — говорит Алексей Рябченков, замглавы по городскому хозяйству. – Подобное правило — «менять тариф строго после отмашки от муниципалов» – просто выдумка.
По словам зама, еще осенью директору «Рыбинскэлектротранса» Владимиру Матросову пояснили – постановления администрации ждать не нужно, его не будет.
Вспомним ситуацию с тарифами для ресурсников — «Северный водоканал», «Горэлектросеть», «Теплоэнерго», «Рыбинскгазсервис». Здесь тот же порядок: областной регулятор меняет стоимость ресурса, утверждая ее постановлением. Без участия местной власти.
— И никто из рыбинских ресурсников в этом процессе не ждет документов от администрации Рыбинска, не делает нас посредником, не требует муниципального вмешательства, — уточняет Рябченков.
Вспоминается осенняя история, когда областной регулятор повысил цену для троллейбусников до 18.85. Никаких постановлений администрация Рыбинска тогда не выпускала, однако валидаторы были настроены правильно.
А вот позже администрация все-таки повлияла на стоимость проезда, уменьшив цену за билет на троллейбусе до 18,50.
— Это совсем другая ситуация. Осенью мы не устанавливали плату, не меняли тариф. Администрация позаботилась о горожанах и предусмотрела меру поддержки транспортной организации. Поступало много жалоб на «не круглую» сумму в 18,85. И город вложился — компенсировал убытки «Рыбинскэлектротранса», — поясняет заместитель главы.
В нарушенной коммуникации между областью и рыбинскими троллейбусниками, считает Алексей Рябченков.
Транспортные карты обрабатывают валидаторы, владеет которыми «Яроблтранском». Он карты настраивает и перепрограммирует. С рыбинской администрацией у «Яроблтранскома» никаких отношений нет. А вот с «Рыбинскэлектротрансом» у него прямые рабочие отношения — договоры, взаимные обязательства. К примеру, перевозчик обязан оповещать «Яроблтранском» об изменении тарифа. Чего троллейбусники, очевидно, не сделали.
Справедливости ради все же уточним: в Ярославль ушла бумага от рыбинского департамента ЖКХ. Еще в прошлом году. Письмо уведомительного характера (не документ, не постановление!) в «Яроблтранском» рыбинцы отправили еще 29 декабря.
— Как только мы узнали о трудностях в коммуникации «Рыбинскэлектротранса» и области, мы сразу написали в «Яроблтранском» письмо об использовании тарифа, утвержденного областным департаментом, — говорит Рябченков. – И здесь лукавство двух сторон: троллейбусного управления, утверждающего, что оно ждет какого-то мифического постановления, и со стороны «Яроблтранскома», который занял позицию «а мы не знали, нам не сказали».
«Яроблтранском» — организация, подведомственная областному департаменту транспорта. Информацией о смене стоимости проезда она обладала в полной мере.
— Даже если «Яроблтранскому» и нужна была какая-то бумага, она должна была поступить от контрагента – рыбинских троллейбусников. А не от нас, — делает вывод замглавы. – Видимо, «Рыбинскэлектротранс» просто решил найти крайнего – в лице администрации Рыбинска.
Никаких официальных жалоб и претензий от «Рыбинскэлектротранса» в департамент ЖКХ пока не поступало. Сумма потерь троллейбусников, названная Владимиром Матросовым, – 50 тысяч рублей – представляется Алексею Рябченкову мало обоснованной.
— Сумма вызывает сомнения: за пять дней на троллейбусах в Рыбинске должны были проехать 70 тысяч льготников. Вы этому верите? Я — нет. Даже если предположить, что рыбинцы по нескольку раз в день ездили друг другу в гости. Поживем – увидим.
На почти (я так понял) официальном портале Ярославля http://yar-net.ru/news/read_66304.html пишут совсем не так:
«Новые тарифы вступают в силу с 1 января 2019 года. Далее муниципальные образования сами устанавливают стоимость проезда для населения (с учетом предельного максимума) и решают, с какого времени она изменится. Стоимость проезда может быть установлена ниже утвержденных предельных тарифов, исходя из экономической целесообразности, — рассказал и.о. директора департамента ЖКХ и регулирования тарифов Олег Вараксин.»
Так кто, всё-таки, оказался «более правым»: Алексей Рябченков, замглавы нашего города, или Олег Вараксин?