Рыбинцам, которые в детские годы были вывезены в наши края из осажденного немцами города, были вручены памятные знаки в связи с 75-летием снятия блокады.
Памятная дата стала для бывших блокадников днем встречи с товарищами, которым в детстве выпала нелегкая судьба. Они рано узнали, что такое голод, холод, страх смерти.
— Любая война – это ужас, что-то нечеловеческое. Великая Отечественная война вписана отдельной строкой в историю нашей страны. В ней есть особые вехи – оборона Москвы, битва при Сталинграде и блокада Ленинграда, заложниками которой стали все жители северного города. Благо, что из осажденного города удалось вывезти немало детей. В том числе и в Рыбинск. На сегодняшний день в нашем городе живут 90 блокадников. Неделю назад их было на шесть человек больше. Грустно, что люди уходят. Поэтому я прошу молодых ребят, их потомков проявлять внимание и заботу к очевидцам одной из самых страшных вех Великой Отечественной войны. Слушайте, спрашивайте этих людей, интересуйтесь их жизнью. Это нужно и важно для всех нас, — говорит глава Рыбинска Денис Добряков.
Жители блокадного Ленинграда получили памятные знаки в связи с 75-летием снятия осады их родного города, а также продуктовые наборы. Для многих этот день стал временем тяжелых воспоминаний.
Зоя Старожилова, председатель Общественной организации жителей блокадного Ленинграда в нашем городе, не понаслышке знает о трагических судьбах товарищей. Ей самой было четыре года, когда немцы окружили Ленинград.
— Мама, отец, я и сестра – вот наше семейство. Помню, как мы с сестрой ходили на огород собирать кочерыжки. Такой скудной едой и питались. Однажды мы встретили нашего солдата, который дал сестре кусочек хлеба. Я спросила: «А мне?» Тот в ответ: «Хватит, а то переедите и помрете». Похожих случаев было немало. Еще помню, как во время бомбежки мою маму ранило осколком снаряда в живот. Меня не задело, а ее не стало, — вспоминает Зоя Григорьевна.
После эвакуации она оказалась в одном из детских домов нашей области. Рыбинск стал для нее вторым домом, здесь она получила образование, работала и живет по сей день.
А вот Ядвига Викторовна Соболева не помнит о блокаде ничего. Ее вывезли из осажденного Ленинграда в двухмесячном возрасте.
— Родители умерли от голода, а я попала в ленинградский дом малютки. Там меня навещали тетушки. В двулетнем возрасте меня эвакуировали на Урал, а затем привезли в детский дом в деревне Быково рядом с Некоузом. Вот там я и воспитывалась, — рассказывает она.
В родном Питере Соболева гостит нечасто, времени нет. Всю жизнь она посвятила семье, детям, внукам. Даже спустя многие годы, ветеран не может сдержать слез. Ее чувства разделяют все, в чьей жизни был блокадный Ленинград.
— Российская история знает немало примеров героической обороны крепостей и городов, но трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед несравненным примером человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900-дневная оборона осажденного Ленинграда, — говорит Валентин Олейников, председатель Совета ветеранов Рыбинска. — В преддверии 27 января мы вспоминали героических участников освобождения Гатчины и поселка Мга, защитников Ораниенбаумского плацдарма, первыми перешедших в наступление, которое обеспечило снятие блокады Ленинграда. Сегодня мы склоняем головы в память обо всех наших соотечественниках и земляках, отдавших жизнь за Ленинград, за Родину – о погибших бойцах и мирных жителях, обо всех неисчислимых жертвах ленинградской блокады.