Темы 8 февраля 2019 10:00

Горячее небо Афгана

Рассказываем об участниках боевых действий

Основная нагрузка афганской войны легла на вертолеты – они использовались как в боевых, так и в транспортных операциях. Вячеслав Графков из Рыбинска за год пребывания в Афганистане совершил 283 боевых вылета.

В Джелалабад, восточную провинцию на границе с Пакистаном, он попал уже опытным пилотом. Выпускник саратовского военного авиационного училища в 1977-м получил назначение в Забайкальский военный округ в город Кяхту, где прослужил летчиком и командиром МИ-2 больше пяти лет. Еще четыре года – в Германии и Одессе.

Для летчиков, собирающихся в Афганистан, была разработана специальная программа подготовки. Сложные географические условия, субтропический климат – с ходу к такому не привыкнешь. Личный состав эскадрильи перебросили вначале в Чирчик на ИЛ-76, забитый до отказа. Целый месяц вертолетчики учились летать на больших высотах и в горах. Потом был Кабул и, наконец, новое место базирования в Джелалабаде.

Задачи экипажам ставились исходя из тактической и стратегической обстановки. Основные – бомбардировка и ракетный обстрел укрепрайонов и складов моджахедов, огневая поддержка армейских частей и соединений в наступательном и оборонительном боях. Вертолеты доставляли досмотровые, разведывательные и поисковые группы на караванные тропы, обеспечивали окруженные группы боеприпасами и продуктами, эвакуировали раненых.

В горах летчики применяли одну тактику, на равнине – другую. Если враг использовал «Стингер» или другие ПЗРК, наши крылатые машины применяли противоракетный маневр. Летали, как правило, смешанными группами – два советских МИ-24П или 24В, которые называли «крокодилами», и два вертолета МИ-8МТ – «пчелки». Почти каждую ночь Графков вылетал на боевую операцию, случалось и не один раз.

Однажды Вячеслав получил приказ лететь в Кармадонское ущелье, где по данным наводчика по центру ущелья шел большой караван. За головы наводчиков, 20-25-летних лейтенантов и старлеев, душманы готовы были платить, как за сбитый самолет или вертолет. Рыбинец нанес удар по каравану НУРСами, сделав разворот, повторил удар бомбами. Караван был уничтожен.

Еще одна военная задача чуть не стоила командиру жизни. При боевом маневрировании вертолет потерял управление, и Графкову пришлось выводить машину из глубокого пикирования.

А орден Красной Звезды он получил за атаку душмановской позиции. При подлете к цели вертолет Вячеслава обстреляли. Тогда он, получив «добро», уничтожил один пулемет ДШК на треноге и попал в склад боеприпасов.

За год службы в Афганистане Вячеслав Графков 283 раза поднимался в раскаленное небо, налетав 285 часов. Тогда главным были не награды, а возвращение живым.

Материалы предоставлены Валентином Олейниковым, председателем Совета ветеранов Рыбинска

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
гость 18:58 | 13 февраля 2019

Кармадонское ущелье находится в Северной Осетии и там никаких военных действий не велось. И ещё это место гибели съемочной группы Сергея Бодрова.Или в Афгане тоже было Кармадонское ущелье?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме