Кладбище – конечно, место скорбное, откуда хочется поскорей уйти, но именно здесь особенно обращаешь внимание на порядок и чистоту или их отсутствие
Весной жители Рыбинска массово пойдут навещать умерших родственников, приводить в порядок могилы. Будут ли они пробираться по грязи или смогут пройти по сухим дорожкам?
По словам директора МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» Антона Калякина, в этом году на Южном кладбище будет чище и суше. Работы по его благоустройству, начатые в прошлом году, продолжатся.
В руках у Калякина – схема Южного кладбища. На ней обозначены секторы, которые будут благоустроены в этом году. Специалисты возьмутся за самый дальний участок погоста, в том числе обустроят здесь небольшую стоянку для машин. Также им предстоит осушить территорию за часовней.
Большие работы запланированы на Всехсвятском кладбище, где находятся воинские захоронения.
— Антон Сергеевич, рыбинцы придирчиво оценивают состояние городских кладбищ. Больше всего претензий – на состояние самого большого Южного кладбища. Люди жалуются на плохие дороги, сырость и грязь, заросшие сорняками бесхозные могилы. Как будет в этом году?
— Постепенно ситуация меняется. В прошлом году, помимо рутинных работ по выкосу травы, уборке мусора, мы сделали упор на благоустройство дорог. Начали с проблемного 40-го сектора, расположенного в старой части кладбища с правой стороны. Из-за плохого состояния канав в межсезонье паводковые воды затапливали дорогу, идущую вдоль проблемного участка. Для того чтобы решить проблему, подрядчик подсыпал проезд асфальтовой крошкой, рабочие прокопали дополнительные канавы вдоль дороги. В этом году здесь должно быть сухо.
Работы продолжатся в новом сезоне. Южное кладбище большое, поэтому мы определили пять наиболее проблемных точек, которые будем поэтапно приводить в порядок. В первую очередь возьмемся за самый дальний 35-й сектор. Сейчас к расположенным здесь захоронениям трудно пройти и подъехать. В планах на этот год – подсыпать территорию участка, а также благоустроить небольшую стоянку для спецтранспорта и частных автомашин.
— Но ведь въезд на территорию кладбища запрещен? Хотя частные машины здесь ездят регулярно…
— Правила пользования кладбищем едины для всех. Они вывешены на всех въездах. Здесь запрещено высаживать деревья, передвигаться на автотранспорте. Исключение составляют похоронные процессии, а также машины пенсионеров и инвалидов. Только этим категориям граждан мы идем навстречу, разрешая заезжать на кладбище. 35-й сектор находится на расстоянии 600 метров от главного входа, и пожилым гражданам, людям с ограниченными возможностями трудно добираться туда пешком. Там мы и оборудуем парковку на 15 авто.
— Благоустройство других секторов продолжится?
— Да, нам необходимо завершить благоустройство 41-го сектора, замыкающего левую границу кладбища. Здесь также было очень сыро. Для того чтобы осушить территорию, в прошлом году сюда было привезено 2000 кубов грунта. Посетители кладбища активно помогали рабочим. Некоторые самостоятельно растаскивали песок, подсыпали подходы к могилам, утрамбовывали обочины проезда.
— Про этот сектор в прошлом году ходило много недовольных разговоров. Люди возмущались, что рабочие закопали несколько канав.
— Нужно помнить, что 41-й сектор появился несколько лет назад. Еще в 2014 году кладбище граничило с дорогой, проходящей мимо часовни. В ту пору канавы были вырыты в привычных границах. После того как кладбище расширилось, весной позапрошлого года мы столкнулись с проблемой затопления, подвижек грунта. Была реальная угроза обрушения дороги, разрушения самого сектора. Канаву нужно было закопать, чтобы остановить этот процесс. Сюда было привезено несколько тонн песка для дренажа.
Этот участок нужно осушать и дальше. В этом году вдоль соседнего сектора будет прокопана канава глубиной 3-4 метра. В нее пойдут грунтовые воды с проблемного 41-го участка.
— А зачем закопали канавы в центре новой части Южного кладбища?
— Насколько я понимаю, речь идет о двух продольных рвах. Они не играли никакой роли в отведении воды, водосброс идет от верхней точки кладбища к Окружной дороге.
Рабочие сравняли эти мелкие канавки, для того чтобы не было переброса воды и лишней сырости.
— Подсыпка асфальтовой крошкой – единственный способ привести в порядок кладбищенские проезды? Раньше их асфальтировали. Теперь же покрытие во многих местах потрескалось и раскрошилось.
— Вероятнее всего асфальт поднимается из-за того, что в свое время основа под покрытие была выполнена с нарушениями строительных норм. Сейчас целесообразнее использовать асфальтовую крошку. Технология ремонта такова – первым слоем укладывается щебень крупной фракции, на него – слой мелкой асфальтовой крошки. Летом, под действием тепла, слои связываются, образуя прочное покрытие.
— Еще одна распространенная жалоба посетителей Южного кладбища – заросли сорняков и сухостоя на бесхозных запущенных могилах.
— Мы, как специализированная служба, работаем в рамках муниципального задания, по которому трава выкашивается только вдоль дорожек в радиусе двух метров и тропинок к могилам. Для того чтобы полностью и регулярно выкашивать 80 гектаров кладбища, нужны большие деньги, которых у нас нет. Это даже технически невозможно, поскольку в глубине секторов на каждом шагу препятствия – ограды могил, надгробия, памятники, столики, разросшиеся кусты.
По закону содержать могилу в надлежащем виде обязан человек, заказавший похороны, родственник усопшего. Нести ответственность за все могилы специализированная служба похоронного дела не должна.
Другое дело, что гражданин может заключить с нами договор на обслуживание могилы. Это дань общеевропейской тенденции и практика, которая все больше распространяется в нашей стране. К примеру, в прошлом году мы заключили десять договоров с людьми, которые живут в других городах и хотят, чтобы могилы их родственников содержались в порядке. Наши сотрудники ежемесячно выкашивают траву, три раза в год делают уборку на могилах, при необходимости подкрашивают ограды. Заказчики регулярно получают фотоотчеты о проделанной работе.
Напомню, благоустройство кладбища, поддержание порядка – это не только задача работников похоронной службы. Вряд ли для посетителей непосильно прополоть не только могилу родственника, но и расчистить проход между оградами, выбросить мусор и траву не в ближайшую канаву, а в контейнер. Стихийные мусорные завалы – одна из главных проблем Южного кладбища. На Западном кладбище, Макаровском и Болтинском погостах такого нет. Я считаю, что в местах захоронений установлено достаточное количество контейнеров, кидать мусор где попало не обязательно.
— Продолжатся ли работы по вырубке деревьев в старой части Южного кладбища? Многие горожане до сих пор не могут смириться с тем, что елки и березы, которые когда-то были посажены у могил их родственников, были спилены.
— Как я уже говорил, сажать деревья на территории кладбища запрещено. Максимум, что могут позволить себе горожане, – это посадить цветы в гробнице.
Выпиловка аварийных старых деревьев продолжится. В каком объеме? Пока сказать трудно. Эти работы будут выполняться на сэкономленные деньги. В конце прошлого года мы смогли оплатить подрядчику выпиловку 65 деревьев.
— Вы считаете обоснованными жалобы горожан на благоустройство Южного кладбища?
— Оно очень большое, поэтому привести в порядок быстро не получится. На трех других погостах порядка гораздо больше, потому что они меньше по размерам и лучше организованы.
Я и мои специалисты постоянно общаемся с жителями Рыбинска, стараемся оперативно решать проблемы. Но порой у нас связаны руки. Проблема в том, что проекта благоустройства Южного кладбища не существует, а значит, нет и утвержденных элементов благоустройства.
Мы делаем то, что в наших силах, просить большего можно, но выполнить чаще всего это нереально.
Согласен. За могилами на Руси всегда ухаживают родственники или близкие а иначе пусть нанимают работников погоста или кого-то другого и это правильно. Мы с родичами стараемся по приезду в отдалённые места первым делом навестить погосты и привести в порядок. Исключение-могилы за рубежом-там ухаживают другие. Даже на братских могилах моих родных из недружественных стран порядок получше чем на наших кладбищах.