Как музыканты перебирались из ДК «Авиатор» в заброшенный детсад? Что сделал для школы Павел Дерунов? Сколько раз юные дарования ездили в Останкино?..
В 1959 году в микрорайоне Волжском появилась первая в городе пятилетняя музыкальная школа. Пятилетняя – значит общеобразовательная. В отличие от семилетней музшколы, где дают предпрофессиональное образование, туда поступают те, кто собирается связать жизнь с музыкой, учиться в консерватории.
По примеру коллег из-за Волги идеей музыкального образования загорелись и строители авиадвигателей Рыбинска. И вскоре в ДК «Авиатор» появилась музыкальная школа для моторостроителей.
Хозрасчет. Мало кто из россиян, родившихся после 90 года, понимает значение этого слова. Музыкальная школа в ДК «Авиатор» работала на хозрасчете, значит, без помощи государства, самостоятельно, по принципу «что потопаешь, то и полопаешь».
Образование в музыкальных школах СССР всегда было платным и стоило немало – 25 рублей в месяц. Для понимания: средняя зарплата заводчанина в СССР – от 80 до 200 рублей. Тратиться приходилось и на ноты, и на инструмент. «А часто в школу к нам ходили семьями, братья и сестры», — вспоминают педагоги ДМШ № 7.
Да, в советское время музыкальное образование – на пике моды, признак интеллигентного человека. Можно сказать, это полноценная часть образовательного процесса. И сегодня люди с советской закалкой, заводя разговор о детстве, вспоминают как об армии: «А как же, как же! Пять лет на баяне отыграл!».
— Бывало, принимаем детей в школу, конкурс огромный – 20 человек на место! В коридоре яблоку негде упасть – столько родителей с первоклашками. Брали слабеньких детей и делали из них конфетки, — вспоминает преподаватель фортепиано Наталья Еремеева с 55-летним стажем. Когда-то она давала по 50 уроков в неделю, обучая 25 воспитанников. А в прошлом году у педагога было всего семь учеников.
– Сегодня в музыкальную школу берем всех желающих. И то ходим по школам, уговариваем, приглашаем. Обещаем, что будет интересно. Сегодня спорт в почете, — разводит руками ветеран.
Кем же были первые ученики седьмой музыкальной школы? В шестидесятые музыку осваивали не только первоклашки. С нотными папками и скрипичными футлярами в «Авиатор» потянулись заводчане – конструкторы, технологи, станочники. И лишь спустя время они привели туда детей – за музыкальным образованием, за хорошим вкусом, за привычкой к усердию.
Впрочем, взрослых здесь учили и позже: повышали квалификацию музработников детсадов и школ Рыбинска, обучали настройщиков музыкальных инструментов.
Во главе новенькой музыкальной школы встала Вера Кручинина, она заведовала в ДК «Авиатор» детским сектором. Кручинина с энтузиазмом взялась поднимать новое детище. Вспоминает педагог по классу фортепиано Нина Петрова, отработавшая в седьмой музыкальной школе 53 года.
— Всю энергию, всю себя Вера Александровна отдавала школе. На работу мы приходили к 8 утра – она уже трудилась. Вечером уходишь, а она все хлопочет. Педагоги и ученики называли Кручинину «наша добрая строгая мама», — говорит ветеран музобразования.
Опытные коллеги охотно поддерживали юную школу в начале пути. Первыми ее педагогами стали наставники из музыкальной школы им. Чайковского, старейшей в Рыбинске. И потом, когда в седьмой школе уже сформировался крепкий коллектив, «чайковцы» ее не забывали: принимали вступительные и выпускные экзамены, присутствовали на открытых уроках, делились опытом.
Школа практически сразу же стала очень популярна у рыбинцев. Всего через пару лет после открытия здесь училось больше ста человек. Многие горожане и сегодня вспомнят далекие семидесятые, коридоры «Авиатора», уроки сольфеджио, папки с нотами. И имена наставников, стоявших у истоков седьмой муз-школы: Юрия Герасимова, Галины Ремеш, Виктора Камаева, Валентина Гладкова, Натальи Еремеевой.
Судя по документам, к 1961 году на фортепиано здесь учились играть 49 рыбинцев, на скрипке – 14, на баяне – 53 ученика. Позже открыли классы аккордеона, гитары, домры, ударных, стали учить хоровому и сольному пению.
В материальном плане музшколе всегда помогал моторостроительный завод. И его директор – Павел Дерунов, назначенный в 1960 году. Кстати, о Дерунове ветераны музшколы отзываются как о человеке музыкальном. Мол, мимо пианино не проходил, непременно брал пару нот, а то и наигрывал мелодию.
За счет завода в школу приобретали мебель и инструменты, формировали фонотеку и библиотеку, отправляли педагогов в командировки и на учебу. Подшефной школе моторостроители шли навстречу в любых просьбах. Даже в такой мелочи, как классные журналы и бланки документов – их печатали в заводской типографии.
Заводчане искренне гордились успехами музшколы. Имена лучших педагогов заносили в Книгу почета завода, а их фото красовались на Доске почета.
Под крылом моторостроителей музыкальная школа стала одной из лучших в городе. И одаривала шефов прикосновением к прекрасному: юные дарования регулярно давали концерты прямо в заводе.
— В обеденный перерыв нарядные девочки и мальчики идут через проходную с инструментами. В актовом зале, где их уже ждут моторостроители, они играют и поют. Для отдаленных цехов ведется трансляция по радио. Родители-заводчане счастливы, дети рады – как же, большой концерт! – рассказывает Нина Петрова.
Концертировали воспитанники музшколы постоянно: завод обеспечивал транспортом. Выступали в детских садах и общеобразовательных школах Рыбинска, в профилактории им. Воровского. Настоящий момент славы пришел в конце 70-х: музыкантов и хористов седьмой музшколы трижды записывали в столичном Останкино и демонстрировали их выступления на всю страну.
Изюминкой школы стали театрализованные постановки. Начало им положила музыкальная сказка «Терем-Теремок», поставленная под руководством Натальи Головановой, педагога сольфеджио и музлитературы с 40-летним стажем.
И теперь исполнением оперы в парике и камзоле XVIII века здесь никого не удивишь. Это превратилось в хорошую традицию: сегодня ученики всех музыкальных школ Рыбинска ежегодно собираются в седьмой музшколе на фестиваль «Зимние узоры» и исполняют оперные арии Глинки, Бородина, Чайковского.
…Шли годы, тучные советские времена сменила перестройка. Завод продал ДК «Авиатор» и передал городу музыкальную школу. Вместе с потерей финансовой поддержки моторостроителей школа потеряла и площади: в середине девяностых педагоги и ученики покинули кабинеты «Авиатора» и переехали в пустующий детсад на ул. Молодежной.
Здание с дырявой крышей и стенами, выкрашенными синей масляной краской, ремонтировали сами. Родители вместе с педагогами носили доски, замешивали цемент, клали перегородки – просторные группы превращали в уютные кабинеты.
С приходом нового директора, заслуженного работника культуры Натальи Можжухиной, пришли в седьмую музшколу и новые кадры. В 1998 году хоровая студия «Алые паруса», которую возглавляла Можжухина, объединилась с ДМШ № 7. Так школа получила мощный импульс для развития: здесь расцвели вокально-хоровые дисциплины.
Юбилей школа отметит в ОКЦ. 30 марта в 16.00 здесь соберутся ее воспитанники – поздравить свою альма-матер.
Сегодня музшкола № 7 – одна из самых сильных в Рыбинске. Ее педагоги подготовили и выпустили 1718 учеников. Трижды ее воспитанники становились победителями музыкальных конкурсов международного уровня. Больше 200 выпускников продолжило музыкальное образование.
Среди воспитанников ДМШ № 7 есть композиторы, музыканты оркестров, актеры, военные дирижеры, руководители творческих коллективов, педагоги детсадов, общеобразовательных и музыкальных школ в разных городах
«Музыкальная школа в ДК «Авиатор» работала на хозрасчете, значит, без помощи государства, самостоятельно, по принципу «что потопаешь, то и полопаешь». Образование в музыкальных школах СССР всегда было платным и стоило немало – 25 рублей в месяц. Для понимания: средняя зарплата заводчанина в СССР – от 80 до 200 рублей. Тратиться приходилось и на ноты, и на инструмент».
Не совсем так для государственных музыкальных школ. Элементарная арифметика — из 80 рублей зарплаты отдать 50+(ноты и проч.) за двух деток, а на что жить? 25 рублей — это плата за полугодие. У меня трое детей обучались одновременно. Можно было платить как всю сумму сразу за год, так и за полугодие, и помесячно. Ноты можно было взять в библиотеке, просто все старались приобрести свои собственные, чтобы были и голова не болела, если потеряются или учитель слишком много пометок наделает. А инструменты тоже старались приобретать сами, чтобы ребенок мог больше репетировать, но было возможно также договориться в музыкальной школе о дополнительных часах самостоятельных занятий. У нас дома было пианино, но троим за одним инструментом тесно, поэтому я договаривалась (без дополнительной оплаты) и после уроков кто-нибудь из моих старших детей задерживался для дополнительных занятий в течение часа, а с младшей мы занимались дома. А моему отцу в конце 40-х скрипку подарили решением педсовета музыкальной школы. У него не было своего инструмента, а, по мнению педагогов, у него был талант, поэтому , когда он окончил три класса музыкальной школы, ему после итогового годового концерта торжественно вручили скрипку, которую он хранил как реликвию долгие годы.