Главное Темы 13 марта 2019 15:00

Музыкальная история

Седьмая музыкальная школа Рыбинска празднует 60-летний юбилей.

Как музыканты перебирались из ДК «Авиатор» в заброшенный детсад? Что сделал для школы Павел Дерунов? Сколько раз юные дарования ездили в Останкино?..

В 1959 году в микрорайоне Волжском появилась первая в городе пятилетняя музыкальная школа. Пятилетняя – значит общеобразовательная. В отличие от семилетней музшколы, где дают предпрофессиональное образование, туда поступают те, кто собирается связать жизнь с музыкой, учиться в консерватории.

По примеру коллег из-за Волги идеей музыкального образования загорелись и строители авиадвигателей Рыбинска. И вскоре в ДК «Авиатор» появилась музыкальная школа для моторостроителей.

Не дети — конфетки

Хозрасчет. Мало кто из россиян, родившихся после 90 года, понимает значение этого слова. Музыкальная школа в ДК «Авиатор» работала на хозрасчете, значит, без помощи государства, самостоятельно, по принципу «что потопаешь, то и полопаешь».

Образование в музыкальных школах СССР всегда было платным и стоило немало – 25 рублей в месяц. Для понимания: средняя зарплата заводчанина в СССР – от 80 до 200 рублей. Тратиться приходилось и на ноты, и на инструмент. «А часто в школу к нам ходили семьями, братья и сестры», — вспоминают педагоги ДМШ № 7.

Да, в советское время музыкальное образование – на пике моды, признак интеллигентного человека. Можно сказать, это полноценная часть образовательного процесса. И сегодня люди с советской закалкой, заводя разговор о детстве, вспоминают как об армии: «А как же, как же! Пять лет на баяне отыграл!».

— Бывало, принимаем детей в школу, конкурс огромный – 20 человек на место! В коридоре яблоку негде упасть – столько родителей с первоклашками. Брали слабеньких детей и делали из них конфетки, — вспоминает преподаватель фортепиано Наталья Еремеева с 55-летним стажем. Когда-то она давала по 50 уроков в неделю, обучая 25 воспитанников. А в прошлом году у педагога было всего семь учеников.

– Сегодня в музыкальную школу берем всех желающих. И то ходим по школам, уговариваем, приглашаем. Обещаем, что будет интересно. Сегодня спорт в почете, — разводит руками ветеран.

Кем же были первые ученики седьмой музыкальной школы? В шестидесятые музыку осваивали не только первоклашки. С нотными папками и скрипичными футлярами в «Авиатор» потянулись заводчане – конструкторы, технологи, станочники. И лишь спустя время они привели туда детей – за музыкальным образованием, за хорошим вкусом, за привычкой к усердию.

Впрочем, взрослых здесь учили и позже: повышали квалификацию музработников детсадов и школ Рыбинска, обучали настройщиков музыкальных инструментов.

Во главе новенькой музыкальной школы встала Вера Кручинина, она заведовала в ДК «Авиатор» детским сектором. Кручинина с энтузиазмом взялась поднимать новое детище. Вспоминает педагог по классу фортепиано Нина Петрова, отработавшая в седьмой музыкальной школе 53 года.

— Всю энергию, всю себя Вера Александровна отдавала школе. На работу мы приходили к 8 утра – она уже трудилась. Вечером уходишь, а она все хлопочет. Педагоги и ученики называли Кручинину «наша добрая строгая мама», — говорит ветеран музобразования.

Заводчане нам помогут!

Опытные коллеги охотно поддерживали юную школу в начале пути. Первыми ее педагогами стали наставники из музыкальной школы им. Чайковского, старейшей в Рыбинске. И потом, когда в седьмой школе уже сформировался крепкий коллектив, «чайковцы» ее не забывали: принимали вступительные и выпускные экзамены, присутствовали на открытых уроках, делились опытом.

Школа практически сразу же стала очень популярна у рыбинцев. Всего через пару лет после открытия здесь училось больше ста человек. Многие горожане и сегодня вспомнят далекие семидесятые, коридоры «Авиатора», уроки сольфеджио, папки с нотами. И имена наставников, стоявших у истоков седьмой муз-школы: Юрия Герасимова, Галины Ремеш, Виктора Камаева, Валентина Гладкова, Натальи Еремеевой.

Судя по документам, к 1961 году на фортепиано здесь учились играть 49 рыбинцев, на скрипке – 14, на баяне – 53 ученика. Позже открыли классы аккордеона, гитары, домры, ударных, стали учить хоровому и сольному пению.

В материальном плане музшколе всегда помогал моторостроительный завод. И его директор – Павел Дерунов, назначенный в 1960 году. Кстати, о Дерунове ветераны музшколы отзываются как о человеке музыкальном. Мол, мимо пианино не проходил, непременно брал пару нот, а то и наигрывал мелодию.

За счет завода в школу приобретали мебель и инструменты, формировали фонотеку и библиотеку, отправляли педагогов в командировки и на учебу. Подшефной школе моторостроители шли навстречу в любых просьбах. Даже в такой мелочи, как классные журналы и бланки документов – их печатали в заводской типографии.

Заводчане искренне гордились успехами музшколы. Имена лучших педагогов заносили в Книгу почета завода, а их фото красовались на Доске почета.

Под крылом моторостроителей музыкальная школа стала одной из лучших в городе. И одаривала шефов прикосновением к прекрасному: юные дарования регулярно давали концерты прямо в заводе.

— В обеденный перерыв нарядные девочки и мальчики идут через проходную с инструментами. В актовом зале, где их уже ждут моторостроители, они играют и поют. Для отдаленных цехов ведется трансляция по радио. Родители-заводчане счастливы, дети рады – как же, большой концерт! – рассказывает Нина Петрова.

Концертировали воспитанники музшколы постоянно: завод обеспечивал транспортом. Выступали в детских садах и общеобразовательных школах Рыбинска, в профилактории им. Воровского. Настоящий момент славы пришел в конце 70-х: музыкантов и хористов седьмой музшколы трижды записывали в столичном Останкино и демонстрировали их выступления на всю страну.

В тесноте и не в обиде

Изюминкой школы стали театрализованные постановки. Начало им положила музыкальная сказка «Терем-Теремок», поставленная под руководством Натальи Головановой, педагога сольфеджио и музлитературы с 40-летним стажем.

И теперь исполнением оперы в парике и камзоле XVIII века здесь никого не удивишь. Это превратилось в хорошую традицию: сегодня ученики всех музыкальных школ Рыбинска ежегодно собираются в седьмой музшколе на фестиваль «Зимние узоры» и исполняют оперные арии Глинки, Бородина, Чайковского.

…Шли годы, тучные советские времена сменила перестройка. Завод продал ДК «Авиатор» и передал городу музыкальную школу. Вместе с потерей финансовой поддержки моторостроителей школа потеряла и площади: в середине девяностых педагоги и ученики покинули кабинеты «Авиатора» и переехали в пустующий детсад на ул. Молодежной.

Здание с дырявой крышей и стенами, выкрашенными синей масляной краской, ремонтировали сами. Родители вместе с педагогами носили доски, замешивали цемент, клали перегородки – просторные группы превращали в уютные кабинеты.

С приходом нового директора, заслуженного работника культуры Натальи Можжухиной, пришли в седьмую музшколу и новые кадры. В 1998 году хоровая студия «Алые паруса», которую возглавляла Можжухина, объединилась с ДМШ № 7. Так школа получила мощный импульс для развития: здесь расцвели вокально-хоровые дисциплины.

Юбилей школа отметит в ОКЦ. 30 марта в 16.00 здесь соберутся ее воспитанники – поздравить свою альма-матер.

Кстати

Сегодня музшкола № 7 – одна из самых сильных в Рыбинске. Ее педагоги подготовили и выпустили 1718 учеников. Трижды ее воспитанники становились победителями музыкальных конкурсов международного уровня. Больше 200 выпускников продолжило музыкальное образование.

Среди воспитанников ДМШ № 7 есть композиторы, музыканты оркестров, актеры, военные дирижеры, руководители творческих коллективов, педагоги детсадов, общеобразовательных и музыкальных школ в разных городах

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Ирина 23:40 | 8 ноября 2021

«Музыкальная школа в ДК «Авиатор» работала на хозрасчете, значит, без помощи государства, самостоятельно, по принципу «что потопаешь, то и полопаешь». Образование в музыкальных школах СССР всегда было платным и стоило немало – 25 рублей в месяц. Для понимания: средняя зарплата заводчанина в СССР – от 80 до 200 рублей. Тратиться приходилось и на ноты, и на инструмент».
Не совсем так для государственных музыкальных школ. Элементарная арифметика — из 80 рублей зарплаты отдать 50+(ноты и проч.) за двух деток, а на что жить? 25 рублей — это плата за полугодие. У меня трое детей обучались одновременно. Можно было платить как всю сумму сразу за год, так и за полугодие, и помесячно. Ноты можно было взять в библиотеке, просто все старались приобрести свои собственные, чтобы были и голова не болела, если потеряются или учитель слишком много пометок наделает. А инструменты тоже старались приобретать сами, чтобы ребенок мог больше репетировать, но было возможно также договориться в музыкальной школе о дополнительных часах самостоятельных занятий. У нас дома было пианино, но троим за одним инструментом тесно, поэтому я договаривалась (без дополнительной оплаты) и после уроков кто-нибудь из моих старших детей задерживался для дополнительных занятий в течение часа, а с младшей мы занимались дома. А моему отцу в конце 40-х скрипку подарили решением педсовета музыкальной школы. У него не было своего инструмента, а, по мнению педагогов, у него был талант, поэтому , когда он окончил три класса музыкальной школы, ему после итогового годового концерта торжественно вручили скрипку, которую он хранил как реликвию долгие годы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме