Возможна ли была вывеска со словом «агентство» в дореволюционном Рыбинске? Какими консолями рекламировали купцы свои товары? Как сыграть в старину и не уйти от современности?
Сложные вопросы решают члены комиссии по утверждению эскизов старинных вывесок.
22 марта ее участники очередной раз собрались, чтобы изучить 9 конструкций с юридической, культурологической, дизайнерской, исторической точек зрения.
Центр Рыбинска заметно преображается, Стоялая и Красная площадь уже обрели конструкции в стиле модерн. Очередь за Крестовой улицей.
Вскоре историческая часть Рыбинска станет Музеем старинной вывески: и горожанам посмотреть, и гостям показать.
Предприниматели, чьи торговые точки расположены на ул. Крестовой, активно меняют старые вывески конструкциями в стиле рубежа 19-20 веков. Задача комиссии – не дать дизайнерам свалиться во вкусовщину и соблюсти гармонию. В том числе, и в сочетании с фасадом зданий, многим из которых без малого два века.
Вот Крестовая, 1. Здание 1860 года постройки, и пиетет к нему особый. Обязывает и место – на самом виду, перед Спасо-Преображенским собором. Красный угол Рыбинска.
Эскиз вывески «Яроблтур», выполненный компанией «Мастер-Графикс», комиссия сочла невзрачным: тусклый бежевый фон, на нем теряются тонкие буквы. Нет, таким не украсить въезд в старый центр.
И тут возникла спорная тема – замена названий в угоду старине. Можно ли «Яроблтур» заменить «Отдыхом на курортах»? «Обои» – «Шпалерами»? И, если утрировать, «Ремонт компьютеров» – «Починкой чудо-ящиков»? Могут ли члены комиссии настаивать на замене имени, бренда?
— Концепция Музея старинных вывесок часто вступает в противоречие с интересами бизнеса, — говорит свое мнение представитель компании «Мастер-Графикс». – Нужно решать, как будем обыгрывать ту же «Цифровую фотографию». Или мы работаем с современными словами, стилизуя лишь сами конструкции?
— Люди имеют право оставить привычное название. Особенно, если это магазины франшиз, брендовые узнаваемые вывески, — соглашается Митя Кузнецов, директор Этно-Кузни, руководивший созданием вывесок для ул. Стоялой.
— Комиссия может рекомендовать, но не настаивать. Последнее слово остается за предпринимателем, — подводит итог глава Рыбинска Денис Добряков. – В Австрии власти, конечно, и «Макдоналдс» уговорили стилизовать вывеску. Но мы не будем давить на бизнес.
Так что же с «Яроблтуром»? Сергей Смирнов из «Рекламного цеха» поделился с коллегами эскизом, выполненным еще год назад. Крупные золотые буквы на темно-зеленом фоне смотрятся ярко и благородно.
— Правильно, давно пора сотрудничать! – одобряет конкурентов глава Рыбинска. – На красном здании такая вывеска будет отлично смотреться!
Вопросы у комиссии возникли и по консоли «Агентство недвижимости». Три небольшие конструкции, одна под другой, намертво сцеплены воедино. Тогда как преимущество консоли – ее воздушность, зыбкость, как у флюгера. Сомнения вызвала и форма каждой части конструкции.
— Неоспоримый плюс работы – материалы. Рамка консоли кованая, сама конструкция – из дерева. Аутентично, добротно получится, — оценила специалист департамента архитектуры.
— Однако форма консоли современна, не имеет исторического аналога, — возражает Анатолий Чуль, художник и реставратор. Комиссия советует подрядчику упростить форму каждой части до прямоугольника, отойдя от излишеств. Прозвучала и рекомендация убрать виньетки — металлические кудри, щедро прикрепленные дизайнером. Тут чем проще, тем ближе к истине.
И снова возник вопрос – знакомо ли было слово агентство в 19 веке?
Здесь стала заметна острая нехватка в комиссии лингвиста и историка. Они подобрали бы аналог слову «агентство» или успокоили комиссию: слово было известно в русском языке с 1865 года, и вполне могло применяться в рекламе.
Комиссия рассмотрела остальные проекты, одни утвердила, другие отправила на доработку. Через пару недель она соберется вновь.
По-моему-это хорошая идея- логично — обновить вывески в историческом центре города, и то- чтобы дизайн был под старину, в духе того здания, на котором она размещается. Тем более сто в городе есть такие художники и дизайнеры, уровень которых позволяет это сделать, которые любят свой город. Вывески-важная часть восприятия среды города пешеходами. Это неоспоримо. Размещение вывесок в городе НИКАК не регулировалось и не конролировплось много лет. В итоге, даже центральные улицы заляпаны разнокалиберными банерами и заплатами. Кто во что горазд: хочу-банер прбью, где нравится, хочу-окно закрою желто-красно-синими буквами, а хочу-свой сотовый телефон посреди главной улицы города вывешу. Треть вывесок вообще дезориентирует людей-уже нет этих магазинов и агентств, на которые они указывют людям. Пешеходы тычутся в двери и подворотни, а там ничего. Половина вывесок висят больше 10 лет, вылиняли и облезли. Уровень дизайна- ниже плинтуса. ПОРЯДОК с вывесками наводить необходимо. А в историческом центие города особенно — тщательно и скурпулезно.