Почему старые лифты в Рыбинске отключают, а новые не устанавливают? Пытаемся разобраться со специалистами
«Мы делаем города лучше». Лозунг на сайте нижегородской компании «Трансэнерго», выигравшей подряд на установку лифтового оборудования в Ярославской области, цепляет взгляд. Кто не мечтает, чтобы его родной город стал самым-самым? Чтобы в домах — современные технологии и все такое. Чтоб лифт вжух — и ты уже на 9-ом этаже, глазом моргнуть не успел…
Насчет «лучше» в нашем контексте можно поспорить, а вот спортивнее Рыбинск точно стал. По три-пять месяцев карабкаться на пятый, седьмой, десятый этажи — это похлеще любого фитнеса. А если на тебе еще ребенок, коляска, пакеты с продуктами и пятилитровая кегля воды, считай, кардиотренировка с отягощением. Ягодицы точно скажут «спасибо».
Только вот жителей многоэтажек, особенно людей преклонного возраста и молодых мам с детьми, это как-то не утешает. Деревянные контейнеры с новыми кабинами у многих домов так и продолжают сиротливо ждать своего часа.
По результатам электронного аукциона, а за лот боролись три компании, ООО «Трансэнерго» получило право проводить работы по замене лифтового оборудования по всей Ярославской области. В Ярославле, Ростове, Рыбинске, Тутаеве и Переславле-Залесском. Всего 247 лифтов. Антивандальных и бесшумных, более скоростных, оснащенных современным освещением и обладающих повышенной грузоподъемностью. Жаль, все прелести современных технологий оценили далеко не все. На сегодня в эксплуатацию введено меньше 150. Сроки горят.
— Фронт работ большой, — говорит заместитель начальника службы строительного контроля регионального фонда капремонта Руслан Викулов. – Меняются кабины, лебедки, несущие канаты, привод дверей, электроаппаратура, ограничитель скорости, разводка проводов и кабелей, двери шахты, даже подшипники все другие! Механизмы – современные, энергосберегающие – требуют внимательного подхода. На сегодня минимальный срок, за который были выполнены работы, – 92 дня.
По словам Викулова, на каждом объекте работают по три человека – два монтажника и один сварщик-электрик-наладчик. К работе допускаются только аттестованные сотрудники, прошедшие специальное обучение и имеющие сертификаты и удостоверения. Демонтаж обычно производят разнорабочие, шабашники.
Работают? На некоторых адресах мастеров как будто не было вовсе. Старые лифты отключены, но никаких движений в стороны появления нового не наблюдается.
— Работники есть, просто их не видно, они ведь могут находиться в шахте или в монтажной, — говорят в фонде капремонта.
Как это можно работать, не издавая ни шороха! Прямо невидимки какие-то.
Неоднократно отсутствие рабочих на местах констатировали и представители городского департамента ЖКХ, транспорта и связи, которые регулярно выезжают с проверками в дома, где меняют подъемники. По словам директора Аллы Тетюшкиной, на претензии специалисты фонда ничего вразумительного не отвечают.
Тем временем общественность гудит: мало того, что людям надоело подниматься на верхние этажи, так еще и конкретики по срокам нет никакой. В социальных сетях рыбинцы оставляют гневные комментарии.
— У нас лифт не работает с конца октября. Срок сдачи 15 марта, но тишина, — пишет Анна Краюшкина.
— На Крестовой, 141 лифт отключен в ноябре прошлого года. В данный момент заменен, но не подключен, — говорит Татьяна Туршина.
— 9 Мая, 19. Лифт отключили для замены с 5 октября 2018 года. Меняли… 4 марта включили… Отработал до 8 марта… Сломался, ходим пешком, — делится Анна Яковлева.
— Карякинская, 41. Пять месяцев меняли и в итоге каждый день приезжают по три раза его делать либо вообще стоит отключенный. Если честно, и ездить на нем страшно, — пишет Светлана Анисимова.
— Крестовая, 135, 1 подъезд. Лифт заменен. С октября по конец февраля был отключен, неделю проработал и опять стоит, — присоединяется к комментаторам Маруся Исакова.
— У нас на Качалова, 48 рабочие были полтора месяца назад, производили демонтаж старой проводки и оборудования. На этом успокоились. Контейнер с кабиной и лебедкой так и лежит у подъезда, остальные запчасти разнесли по этажам. Оборудование стоит больше двух миллионов, а если утащат комплектующие, нам еще полгода ждать? – возмущается одна из жительниц.
— Старый лифт отключили, новый валяется на улице. Никто ничего не делает, – рассказывает Ольга Самышина.
По закону четко установленных сроков замены лифтов нет, все зависит от сложности работ. Зато существуют договорные обязательства, которые подрядчик нарушил не в одном случае.
— Все потому, что компания «Трансэнерго» пожадничала и захотела объять необъятное, — говорит ведущий специалист рыбинск5ого предприятия «Стройлифтсервис» Иван Фомин. – Объектов набрали много, а силы не рассчитали.
«Стройлифтсервис», как и «Рыбинсклифт», принимает выполненную подрядчиком работу: фиксирует все недочеты, которые монтажникам предстоит устранить, прежде чем получить декларацию соответствия в Москве и вызвать на объект инспекторов из регионального отделения «Ростехнадзора». Их, говорят, не хватает. Это еще одна из причин зависшего ремонта.
На днях губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов, назвавший проблему с лифтами «важным вопросом, затрагивающим интересы десятков тысяч жителей области», даже встречался с главой «Ростехнадзора» Евгением Тюменцевым. Чиновник из Москвы обещал усилить состав специалистов.
Власти Рыбинска и рады бы включиться в решение проблемы, поторопить, приструнить подрядчика, но руки связаны. По закону муниципалитеты не могут принимать участие в процессе освоения федеральных средств в сфере капремонта, а значит, не могут оказать влияния на исполнителя работ.
— Отсюда и несоблюдение сроков, отсутствие работников, несоответствие оборудования некоторых лифтов технической документации и лицензионным требованиям, — подчеркивает глава города Денис Добряков.
Без сучка и задоринки замена лифта бывает редко. Недочеты находятся всегда. Да и нет гарантий, что новый лифт не выйдет из строя, особенно учитывая то, как хранится лифтовое оборудование. Например, жители дома 41 по ул. Карякинской, чей подъемник был заменен одним из первых в очереди, жалуются, что почти сразу после ремонта он перестал работать.
— Здесь вышла из строя плата, — говорит Иван. – Удивляться нечему: в ожидании монтажа оборудование стоит под открытым небом, мокнет под снегом и дождем. Народ у нас любопытный, всем же интересно, что там под пленочкой в ящике. А там электроника — весьма капризная штука. Влага попала и все.
«Стройлифтсервис» одними из первых принимал лифты на Кустова, 4, 6 и 17, Плеханова, 36. Здесь работы, начавшиеся в октябре, завершили к концу декабря. Хотя замечания тоже были — несоответствие размера портала лифта. Вместо положенных 650 см, рабочие порой делают 620-630 см так, что с коляской в подъемник уже не войдешь. Еще рабочие «забывают» покрасить машинное отделение. Естественно, переделка занимает время.
По словам Руслана Викулова, сроки затянулись еще и из-за поправки в законодательстве, принятой в декабре.
— Раньше для оформления декларации подрядчик нанимал стороннюю организацию, теперь это бремя возложено на его плечи, — говорит Викулов.
По условиям договора подрядчик получает оплату только после окончания всех работ. Логично, что это должно подстегивать трудиться качественно и в срок. Увы…
В Ярославле, чтобы поторопить нерасторопных рабочих, в лифтовых шахтах восьми домов даже установили камеры видеонаблюдения. Говорят, помогло, правда, ненадолго. Ушлые рабочие стали завешивать всевидящее око тряпками. Очевидно, что уже хватит нянчиться.
Недавно фонд капремонта начислил подрядчику неустойку — 1 миллион 200 тысяч рублей. Мэрия Ярославля, а в областном центре проблему куда масштабнее, чем в Рыбинске, высказала предложение включить «Трансэнерго» в список недобросовестных подрядчиков.
Заказчик вправе и вовсе расторгнуть договор с недобросовестной стороной и потребовать взыскания убытков. С подрядчика может быть удержан штраф в размере 10 процентов от цены договора.